Демилитаризацию одной из самых горячих точек боевых действий на востоке Украины — поселка Широкино — обсуждают уже несколько месяцев.
Представители самопровоглашенной ДНР утверждают, что их подразделения отошли от этого населенного пункта в начале июля. А в течение последней недели название небольшого поселка близ Мариуполя прозвучало в речи лидеров Украины, России, Германии и Франции.
Украинская служба Би-би-си собрала и систематизировала известные факты о демилитаризации Широкина: кто ее инициировал, как она будет осуществляться и к чему может привести.
Что такое Широкино и почему оно так важно?
Широкино — это поселок Волновахского района Донецкой области, расположенный на берегу Азовского моря примерно в 15 километрах от восточных районов Мариуполя.
В военном плане он является стратегически важной позицией из-за своего расположения на дороге из Новоазовска — пограничного городка, который сейчас контролируется ДНР, — в Мариуполь, стратегически важный порт, подконтрольный Киеву, и дальше в Крым.
Кроме того, в районе Широкина расположена высота, с которой теоретически можно обстреливать восточные районы Мариуполя.
В чьих руках и в каком состоянии сейчас находится Широкино?
Широкино — начальный пункт «линии разграничения» между территориями, контролируемыми украинским правительством и самопровозглашенными республиками.
До недавнего времени это была одна из самых горячих точек «восточного фронта». До начала июля в разных частях поселка находились и вели бои военнослужащие спецоперации украинских сил на востоке страны и вооруженные сторонники ДНР.
1 июля представители ДНР заявили, что в одностороннем порядке объявляют Широкино демилитаризованной зоной, а на следующий день вывели из поселка свои подразделения, призвав ВСУ сделать то же самое.
Командир полка «Азов», который, в частности, вел боевые действия в Широкине, депутат парламента Андрей Билецкий заявил, что на самом деле силы ДНР покинули поселок из-за потерь, нанесенных им украинской армией.
«Они будут камуфлировать свое поражение под добрую волю», — сказал он.
Сейчас подразделения украинских сил остаются на своих позициях в Широкине. В поселке продолжаются одиночные боевые столкновения: в минувший понедельник там даже ранили члена мониторинговой миссии ОБСЕ. Однако наблюдатели констатируют, что градус напряжения в последнее время там заметно снизился.
Практически все мирное население выехало. 20 июля мониторинговая миссия ОБСЕ заявила, что все гражданские жители покинули Широкино. Однако 27 июля в отчете миссии говорилось о присутствии в селе мирных жителей.
Наблюдатели говорят, что почти все дома в селе повреждены или разрушены. По состоянию на начало июля часть населенного пункта была заминирована, на его улицах попадались неразорвавшиеся мины.
Что такое демилитаризация Широкина и как она будет выглядеть?
О создании 30-километровой демилитаризованной зоны по обе стороны линии соприкосновения шла речь еще в первых минских договоренностях, подписанных в сентябре прошлого года. Однако этот пункт до сих пор не выполнен.
О демилитаризации Широкина говорят с начала апреля этого года, когда, по словам заместителя председателя миссии ОБСЕ Александра Хуга, «СММ [мониторинговая миссия] предложила сторонам покинуть эту территорию».
Пока неизвестно, как будет выглядеть демилитаризация: военный эксперт из Центра Разумкова Николай Сунгуровский говорит, что она может иметь различные уровни — от отвода вооружений крупного и среднего калибра до полного отхода войск из Широкина.
«За разработку детального плана отвода и согласования всех его аспектов, а также его реализацию несут ответственность стороны [конфликта]», — заявил Би-би-си Хуг.
29 июля в пресс-центре спецоперации украинских сил на востоке страны сказали, что Украина выведет из демилитаризованной зоны тяжелое вооружение, однако «в 30-километровой буферной зоне будет сохранено украинское военное присутствие... бойцы будут там в полной амуниции, с оружием, автоматами и пулеметами, и дальше будут занимать удерживаемые рубежи», а в Широкино войдут морские пехотинцы ВСУ.
В то же время о Широкине упоминали и в ходе состоявшегося на прошлой неделе разговора лидеров «нормандской четверки», и создается впечатление, что там обсуждались другие варианты — в частности, полное выведение украинских сил из поселка.
Как сообщили в Кремле, в ходе разговора «была отмечена необходимость вывода украинских силовиков из поселка Широкино, как это ранее сделали ополченцы в качестве жеста доброй воли».
А пресс-служба Елисейского дворца отметила: «Что касается Широкина, четыре лидера приняли к сведению отвод сепаратистских сил и попросили СММ и СЦКК (Совместный центр по координации и контролю) найти до 3 августа (следующая встреча Контактной группы в Минске) практические решения о выводе украинских войск и установке СММ ОБСЕ».
Официальный сайт Петра Порошенко вообще не упоминает Широкино в своем отчете о состоявшемся разговоре.
Разместят ли в Широкине наблюдательный пункт миссии ОБСЕ?
Еще в мае о том, что в Широкине, донецком аэропорту и в 10 пунктах вдоль линии соприкосновения, где идут наиболее ожесточенные бои, будут размещены постоянно действующие посты ОБСЕ, заявил Петр Порошенко.
На днях об оборудовании такого пункта в Широкине заявил и пресс-центр спецоперации украинских сил.
Однако заместитель главы миссии ОБСЕ Александр Хуг заявил, что для того, чтобы СММ действовала в поселке на «более постоянной основе», необходимо выполнить два условия: получить согласие на это сторон конфликта и обеспечить безопасность наблюдателей ОБСЕ в Широкине и его окрестностях.
«На данный момент такой договоренности нет», — констатирует Хуг.
Как тогда будет гарантирован режим демилитаризации Широкина?
По словам военного эксперта Николая Сунгуровского, проверить, что какая-то из сторон конфликта не размещает в Широкине запрещенные вооружения, миссия ОБСЕ могла бы при наличии гарантий безопасности своих сотрудников.
В свою очередь, ее могли бы обеспечивать «силы разведения сторон». Такими силами, говорит Сунгуровский, могли бы быть миротворцы или украинские правоохранители.
Другим вариантом, который эксперт называет крайне неблагоприятным для Украины, является патрулирование этого района силами смешанных групп, состоящих из украинских и российских военных или представителей ДНР.
«Попытки (организовать подобное патрулирование) предпринимались и в ходе других конфликтов, но ни к чему хорошему они не приводили. Сначала ситуация нагнетается внутри этих сил, затем это разрастается наружу, а дальше происходит новая эскалация конфликта», — говорит Сунгуровский.
В понедельник представитель генштаба ВСУ генерал-майор Александр Розмазнин заявил, что Широкино, согласно договоренностям, будут патрулировать совместные патрули украинской милиции и отрядов «отдельных районов Донецкой области».
Однако уже в среду пресс-служба генштаба дезавуировала это заявление, сообщив, что Розмазнин «имел в виду только одно из предложений, которое озвучили другие участники переговорного процесса в рамках трехсторонней контактной группы. Украинская сторона не согласилась на это предложение».
Кто и почему протестует против демилитаризации Широкина?
Против отвода вооружений, а тем более вывода украинских военных из Широкина, протестуют батальон «Донбасс» и полк «Азов», которые до последнего времени на ротационной основе находились на позициях в этом поселке.
Однако на этой неделе оба эти подразделения вывели оттуда для «доукомплектования и повышения боеспособности» и заменили их регулярными подразделениями морской пехоты ВСУ.
Николай Сунгуровский говорит, что сделали это, в частности, потому, что добровольческие подразделения, которые сейчас находятся в подчинении МВД, было бы сложнее заставить вести с представителями России или ДНР совместное патрулирование Широкина.
Командир «Донбасса», депутат парламента Семен Семенченко сказал Би-би-си, что опыт предыдущих договоренностей с боевиками — в частности, в донецком аэропорту и Дебальцево — неизменно приводил к их нарушению со стороны формирований самопровозглашенных республик и к потере территорий Украины.
Он называет Широкино важным пунктом в обороне Мариуполя и предполагает, что после отвода оттуда украинских сил ключевой порт станет уязвимым для нападения с востока.
По его словам, бойцы «Донбасса» в течение последних недель проводили рейды на позиции, которые ранее занимали в Широкине вооруженные сторонники ДНР, и обнаружили там внушительный арсенал оружия и боеприпасов.
«Они собирались вернуться», — говорит Семенченко.
«Если Украина готова сдавать Широкино, то надо быть готовыми и к потере Мариуполя», — утверждает на странице «Азова» в соцсетях первый командир батальона, депутат парламента Андрей Билецкий.
Однако представители властей уверяют: обороноспособность Мариуполя от демилитаризации Широкина не пострадает.
Президент Петр Порошенко заверил, что этот поселок не войдет в буферную зону, из которой отведут тяжелые вооружения.
А глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил, что даже после демилитаризации вооруженным силам Украины понадобится всего 15 минут, чтобы в случае необходимости вернуться на свои прежние позиции.