Майкл Кембер, ветеран фотожурналистики, удостоенный престижной профессиональной премии, огорчен обилием фотоснимков, подвергшихся обработке. Огорчен настолько, что организовал выставку, которая поможет людям определить, где именно кроется в фотографиях цифровой «режиссерский» обман. Своими мыслями он поделился с корреспондентом BBC Culture.
Как определить, соответствует ли реальности то, что мы видим на фотографии? С появлением таких приложений для смартфонов как CGI и Instagram мы все чаще видим окружающий мир, обработанный с помощью фильтра. Когда через фильтр пропускается селфи, возможно, в этом нет ничего страшного.
Однако как быть с фотографиями событий, о которых говорят в новостях, — например, сцена боевых действий или проявление храбрости на поле боя? Как мы можем понять, не подправлены ли фотографии, не инсценированы ли они?
«В прежние времена мы априори исходили из того, что фотографии не подвергаются изменениям, однако сейчас мы задаемся этими вопросами [об аутентичности]», — говорит американец Майкл Кембер, бывший фотожурналист. «Сейчас вы смотрите на фотографии и думаете, были ли они обработаны c помощью Photoshop настолько, что уже не отражают реальность, в которой я нахожусь? Может, это уже измененная, искаженная реальность? Мы не должны делать на наших фотографиях специальные надписи, чтобы сообщить людям, что они подлинные».
Кризис доверия
Кембер настолько обеспокоен всплеском манипуляций со снимками, публикуемыми в СМИ, что стал одним из кураторов новой выставки в Нью-Йорке. Она получила название «Измененные фотографии: 150 лет постановочных и откорректированных документальных снимков».
Экспозиция разоблачает более 40 фотографий, которые на самом деле были сфальсифицированы, оказались постановочными или были отредактированы — начиная с пропагандистских снимков XIX века и заканчивая изображениями, обработанными с помощью цифровых фокусов XXI века.
«Я считаю, что сейчас фотожурналистика переживает кризис доверия, потому что теперь происходит так много манипуляций с фотографиями, что это едва ли не начинает восприниматься, как нечто допустимое, — сказал Кембер BBC Culture. — Я был фотожурналистом на протяжении 25 лет и считаю, что нынешние тенденции оказывают крайне разрушительное воздействие на то, что осталось от нашей профессии».
Кембер освещал десятки вооруженных конфликтов, отправляясь в командировки в такие места как Ирак, Афганистан и Сомали. На его глазах коллеги и друзья рисковали (и расплачивались) собственными жизнями для того, чтобы запечатлеть те события такими, какими они были на самом деле.
«Посмотрите на таких людей как Мартин Адлер или Тим Хетерингтон. Это парни, которые рисковали своими жизнями и отдавали свои жизни за то, чтобы показать людям реальность происходящего в зонах конфликтов. Сейчас есть некоторые фотографы, которые калечат эти традиции, и я считаю это проявлением неуважения».
Он считает, что существует ряд причин, по которым сейчас фальсификация фотографий находится на подъеме, и одна из них — технологическая революция. «Когда я был подростком, производить манипуляции с негативами было крайне тяжело... Дети, которые растут сегодня, полностью погружены в достижения цифрового века. Они растут и взрослеют, изменяя реальность, они перемещают объекты, находящиеся вокруг них — на фотографиях, в видеоиграх, в фильмах. Таким образом, их мозг ориентирован на возможности, о которых я даже не подозревал».
В нынешнем положении дел виновато также финансовое давление, которое испытывают СМИ. «Газеты и издательства увольняют профессиональных сотрудников и урезают расценки за их работу, а на их место нанимаются фрилансеры, не имеющие достаточной подготовки. Нанимают молодых внештатников, которым мало платят и которые плохо обучены».
Навести и щелкнуть
Конечно, фальсификация фотографий — явление совсем не новое. На выставке представлены снимки, сделанные более 150 лет назад, включая ту, которая считается предвестницей фотожурналиcтики. Это работа Роджера Фентона «Долина теней смерти»*.
На этой фотографии, сделанной в 1855 году во время Крымской войны, изображены пушечные ядра, рассыпанные по полю боя. Однако другая фотография, которую Фентон сделал чуть ранее в тот же день, демонстрирует ядра, сложенные в транше. Это означает, что ядра были разбросаны специально, для того чтобы инсценировать картинку.
Описывая эту фотографию в своей книге «Глядя на боль других», вышедшей в 2003 году, Сьюзен Зонтаг писала: «Нет ничего удивительного в том, что многие из старых военных фотографий, считающихся каноническими, на самом деле оказываются инсценированными или подкорректированными».
Фотография черепа животного на иссушенной зноем земле штата Южная Дакота... Впечатляет? Но фотограф, чтобы запечатлеть страшную засуху, возил этот череп по всему штату, чтобы сделать удачный кадр
Еще на одной фотографии запечатлен тот момент, когда солдаты Красной армии поднимают знамя над Рейхстагом в мае 1945-го. Фото, сделанное советским военным фотографом Евгением Халдеем**, запечатлело исторический момент, символизирующий триумф советского народа в борьбе с нацистской Германией.
Однако фотография была тщательно спланирована: у Халдея было с собой огромное знамя, сшитое из скатерти и доставленное из Москвы в Берлин. Некоторые полагают, что фотограф хотел воспроизвести ставший уже хрестоматийным образ американских морских пехотинцев, водружающих флаг на японском острове Иводзима***.
Халдей расставил бойцов на крыше Рейхстага, а позже стер с негативов наручные часы на запястье одного из них, поскольку это могло стать свидетельством мародерства советских солдат, и добавил столбы черного дыма.
Оспаривается и подлинность одной из наиболее известных военных фотографий — снимка «Павший солдат» Роберта Капы. Хотя никто не знает, была ли фотография подделкой, у Кембера есть на ее счет сомнения.
«Я считаю, что фотография „Павший солдат“ постановочная. Я фотографировал боевые действия на протяжении многих лет и ни разу не поймал момент чьей-то гибели. А у Капы на одной катушке пленки две фотографии, сделанные в момент гибели солдата... Я думаю, что шансы на то, что фотография не является инсценировкой, ничтожно малы».
Однако он отмечает, что фотографы вроде Капы снимали в других условиях — до того как появился этический кодекс фотожурналистики. «В защиту Капы надо сказать, что он работал в те годы, когда не было устоявшихся стандартов фотожурналистики. Его профессионализм, который он неизменно проявлял по мере того как двигался вперед, помог создать стандарты современной фотожурналистики, и мы должны отдать ему должное за это».
Кембер решил организовать эту выставку после скандала, разразившегося в этом году вокруг конкурса World Press Photo, самого престижного международного конкурса фотожурналистов. Пятая часть финалистов была дисквалифицирована за манипуляции с фотографиями. Один из победителей был лишен награды после того как обнаружилось, что он указал неверное место съемок одной из своих работ.
Это заставило устроителей World Press организовать затем в Нью-Йорке «симпозиум по этике» (в ходе предыдущего конкурса было дисквалифицировано всего 8 % участников).
Председатель Ассоциации фотографов британской прессы Джефф Мур сказал, что World Press Photo должна прославлять новостные, спортивные и другие сделанные по заданию редакции фотографии, «а не их лукавую последующую обработку». Кембер верит, что восстановление доверия к фотожурналистике «находится в руках издателей и организаторов конкурсов».
В последние два года организаторы World Press Photo требуют, чтобы конкурсанты присылали необработанные материалы. Как сказал управляющий директор Ларс Боринг, «Мы... привыкли к тому, что все основывается на доверии, но в конце концов нам пришлось примерить на себя роль полицейских. Как только мы начали проверять материалы, мы обнаружили там много всего. Когда технические специалисты показали нам, что они нашли, мы были просто потрясены. По-настоящему потрясены».
Примечания переводчика:
*Долина смерти — местность в Крыму, где во время сражения при Балаклаве 24 октября 1854 года произошла отчаянная атака легкой кавалерийской бригады британской армии на русские позиции. Конница атаковала артиллерию и была практически полностью перебита огнем орудий.
**Фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей сам вспоминал, что привез в Берлин из Москвы три знамени, сшитые из скатертей. Знамя над Рейхстагом 2 мая 1945 установили по его просьбе солдаты, которых он встретил поблизости. По словам Халдея, к тому времени над Рейхстагом развевалось уже около 40 красных знамен.
***Знамя над Иводзимой в Тихом океане американские морские пехотинцы установили 23 февраля 1945 года. Этот момент запечатлел фотограф из журнала Корпуса морской пехоты сержант Луис Лаури. Первый флаг сочли слишком маленьким, и было принято решение заменить его другим — большего размера. Подъем второго флага снял корреспондент Ассошиэйтед пресс Джо Розенталь. Именно этот снимок стал каноническим и принес Розенталю Пулитцеровскую премию.