Великолепный «Мистраль», пел в свое время Рено. Несчастный «Мистраль», причитает Дюпон-Эньян (Nicolas Dupont-Aignan). Он с завидным рвением и талантом обличает президента Республики и винит его в отказе передать России два заказанных ей вертолетоносца «Мистраль». Это обойдется нам в миллиарды, объясняет он. Безусловно. Это оставит без работы квалифицированных специалистов наших верфей. Вполне возможно. Это ударит по имиджу Франции в России. Кто бы сомневался.
Пока все прекрасно. Но потом катится под откос. Так, на пике антиолландовской филиппики лидер «Вставай, Франция» говорит о попранной «чести» государства. Наверное, тут дала о себе знать его голлистская сторона...
Так, где же честь в этом вопросе о кораблях и миллиардах? Знаете, ее что-то не видно. Тем не менее, тут прекрасно видно то, что стало бы бесчестьем. Наплевательское отношение ко вполне понятным тревогам Польши, Прибалтики и Украины (представьте себе, они существуют), которые опасаются имперских замашек России. Игнорирование позиции наших европейских партнеров, которые посчитали, что раздел украинской территории заслуживает введения санкций.
Воспарив на волне вдохновения, Николя Дюпон-Эньян оставляет финансовые, технические и коммерческие аргументы, отдается во власть пылкой тирады. Он приветствует «безупречное поведение» российских моряков, которых обучали управлению «Мистралем». Здесь, пожалуй, возразить ему нечего. Российские моряки действительно не насиловали женщин, не упивались водкой и не топили город в огне и крови. Он ведь это имел в виду?
Дальше любовь уступает место гневу. Мы узнаем, что корабли носят «славные названия» «Севастополь» и «Владивосток». Славные? Для кого и почему?
Николя Дюпон-Эньян не может не знать, что в середине XIX века Севастополь стал театром победы франко-британских войск над российской армией. О взятии Малахова кургана пишут во всех наших школьных учебниках. В его честь была даже названа коммуна в парижском регионе: как участнику региональных выборов Николя Дюпону-Эньяну непременно придется там побывать. Что касается Владивостока, особой славой для России он тоже себя не покрыл. В 1905 году флот царя Николая II был там в пух и прах разбит японской эскадрой. Но не будем судить Дюпона-Эньяна слишком строго.
Ведь он (это не подлежит сомнению) — один из последних голлистов во Франции. Поэтому у него есть все основания, чтобы вспомнить о своем великом предшественнике, стороннике советско-французской дружбы. В политике де Голлю было свойственно странное косоглазие: ему удавалось поглядывать одновременно в сторону Атлантики и Урала. Генерал делал это в пику американцам, и Дюпон-Эньян лишь следует его примеру.
Лидер «Вставай, Франция», как мы уже говорили, участвует в региональных выборах. И выставлял кандидатуру в президентской гонке. Скорее всего, не в последний раз. Когда на кону судьба страны, нельзя довольствоваться, как он, раздачей брошюр водителям. Ему следует отправиться на мост Александра III и просидеть там столько, сколько возможно. Он назван в честь царя, который в 1893 году скрепил альянс Франции и России. С тех пор в Сене утекло немало воды. Но, быть может, в верном направлении.
Бенуа Райски — историк, писатель и журналист.