Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
В Арктику в плавках

Климатологи предсказывают, что льды, которые покрывают Северный Ледовитый океан, разойдутся, и там можно будет передвигаться без ледокола. Это хорошо. Но это палка о двух концах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние исследования шведских ученых показывают, что активно тающая в северном полушарии на территории Аляски, Канады, Сибири и Скандинавии вечная мерзлота усиливает парниковый эффект. Работы исследователей Стокгольмского университета показывают, что влиянию этого явления на парниковый эффект в создающихся климатических моделях придают слишком мало значения.

Предсказания базируются на серьезной научной основе и анализе спутниковых снимков. Их изучали специалисты из американского Национального центра обработки данных снега и льда (NSIDC). Это еще не произошло, и совершенно неизвестно, произойдет ли, поскольку природа непредсказуема. И вообще, стоит ли беспокоиться? Если это случится, человечество дождется того, о чем оно мечтало много столетий подряд: поколения мореплавателей, штурманов и разных смельчаков пытались найти так называемый Северный проход, то есть морской путь из Европы в Восточную Азию через Северный Ледовитый океан вдоль побережья Северной Америки. Сотни лет назад дело было в желании сократить длину судоходных маршрутов, то есть в торговле. Сейчас естественное формирование Северного прохода тоже вызывает положительные эмоции, потому что тема торговли остается актуальной. Появление пути будет сопровождаться общим сокращением ледового покрова Арктики: почти три четверти арктического льда формируется каждый год заново. И если однажды, например, Anno Domini 2015, его станет меньше, Арктика станет общедоступной.

Это следует понимать в прямом смысле слова. Судоходные пути всегда и всюду обрастают инфраструктурой, вдоль них возникают города. В Артике произойдет то же самое. Там появятся многотысячные агломерации с аэропортами, железными дорогами, шоссе. Это привлечет массовый туризм. Появятся тысячи гостиниц, а по Северному ледовитому океану начнут ходить паромы. Так случится, потому что зажиточному миру уже наскучили пляжи на Средиземном и Карибском море. В Арктике появятся миллионы постоянных жителей. А белые медведи оттуда исчезнут. Это, конечно, изменит образ жизни коренного населения даже в гораздо большей степени, чем климатические изменения.


К этому добавится совершенно новый элемент: Арктика перестанет быть ничейной, экстерриториальной зоной. Предвосхищением этого служит современное соперничество за Арктику между Россией, Канадой и Данией. Россияне уже поместили свой флаг на дне океана в районе Северного полюса. Бороться есть за что: ведь там находятся месторождения нефти и газа и наверняка многих других полезных ископаемых, о которых мы пока не знаем, но о которых узнают эксперты, когда туда без ледоколов смогут отправиться буровые и исследовательские платформы.

Волны размером с дом

Атомный ледокол "Арктика" во главе каравана судов в Восточно-Сибирском море


Однако великое переселение на север будет не таким простым. Северный Ледовитый океан приготовил для бухгалтеров, подсчитывающих прибыль, ушаты холодной воды. Освободившееся ото льда пространство вовсе не станет легкодоступным, а наоборот будет опасным для кораблей из-за высоких волн. Ученые из Вашингтонского университета впервые в мире измерили высоту волн в свободных от льдов областях океана. Они разместили в море Бофорта в 500 километрах от канадского побережья плавучий датчик, который фиксировал высоту волн с начала августа до середины октября 2012 года. Результаты исследования опубликовал журнал Geophysical Research Letters. Оказалось, что в период измерений через эту часть Северного Ледовитого океана прошло два мощных шторма. Во время них наибольшая зарегистрированная высота волн достигала 8,8 метров, средняя же высота составляла 4,9 метра. В августе 2014 года та же группа ученых повторила свои измерения в море Бофорта, установив на этот раз 12 датчиков. Результаты были ошеломляющими: волны были уже размером с дом. Такие волны — это неприятная новость для судовладельцев. Северо-западный проход ведет мимо тысяч островов и островков. Они нанесены на точные карты, созданные при помощи спутников, и все о них знают, однако растаявшее море с огромными волнами может оказаться там неприятным сюрпризом.

Может быть, великое переселение будет проще провести по суше? Тоже нет: по той прозаической причине (по которой СМИ все чаще рассказывают об обнаруженных в вечной мерзлоте мамонтах), что вечная мерзлота тает. Это твердый, как бетон, слой замороженной земли, которая пребывает в таком состоянии около трех миллионов лет. По ней можно прокладывать трубопроводы и ездить на огромных грузовиках. В арктических регионах транспорт передвигается по замерзшим рекам или дорогам, созданным вечной мерзлотой. К сожалению, при таянии эти дороги превращаются в болото, и передвигаться по нии на машине становится невозможно. Это большая проблема для местного населения, потому что такой путь передвижения — это практически единственный, помимо дорогостоящего воздушного (в основном вертолетного) транспорта, способ перемещения людей, необходимых товаров, техники и т.д. От этого страдает персонал нефтяных месторождений и деревообрабатывающая промышленность, люди не могут попасть на работу, вывозить сырье и доставлять топливо. Из России на эту тему точных данных нет, а из Северной Америки есть: в 1970-х годах по тундре можно было ездить семь месяцев в году с ноября по май (водитель грузовика в этих местах — одна из самых тяжелых в мире профессий, их обожают показывать телевизионные каналы с географическим уклоном), а сейчас всего три — с февраля до апреля.

Дороги — это не единственная проблема жителей региона. На вечной мерзлоте можно строить дома без фундамента. Но когда служившая этим фундаментом мерзлота превращается в грязь, стены расползаются, а крыша проваливается. «В вечной мерзлоте попадаются огромные глыбы льда, когда они тают, на их месте в земле появляются дыры глубиной в несколько метров, на дне которых лежит дерн и кусты. Такие дыры все чаще возникают на Аляске. Их будет все больше, как и гектаров мертвых лесов: ведь земля проваливается, а вода заливает корни. Из-за этого наклоняются и падают телефонные столбы, линии электропередач: они теряют опору. Наклонившиеся деревья кажутся "пьяными". За последние годы граница вечной мерзлоты передвинулась в некоторых местах на 120 километров к югу, прогнозы говорят о том, что в ближайшее десятилетие она передвинется еще на 500», ¬ — рассказывает Владимир Романовский из Университета Аляски в Анкоридже. Пьяные деревья, падающие столбы, тающие дороги, расползающиеся дома — это будничные жалобы и взгляд с точки зрения лягушки. Ученые смотрят на проблему с точки зрения аиста. И что же видит ученый аист в Арктике?

Национальный парк "Русская Арктика"


Последние исследования шведских ученых показывают, что активно тающая в северном полушарии на территории Аляски, Канады, Сибири и Скандинавии вечная мерзлота усиливает парниковый эффект. Работы исследователей Стокгольмского университета показывают, что влиянию этого явления на парниковый эффект в создающихся климатических моделях придают слишком мало значения. Группой ученых руководил Густав Хугелиус (Gustaf Hugelius), а результаты исследования были представлены в Сан-Франциско на конференции Американского географического союза.

Толщина тающего верхнего слоя достигает одного метра, а площадь вечной мерзлоты составляет 19 миллионов квадратных километров: одну пятую часть суши северного полушария. Это в полном смысле слова гигантская кладовая угля, образовавшегося из частей растительных и животных организмов. Этот уголь нейтрализован в замерзшей земле. Когда вечная мерзлота начнет таять, за дело возьмутся бактерии, а в атмосферу начнет выделяться углекислый газ и метан, который в этом контексте называют болотным газом. Метан представляет особенную опасность: он в 25 раз сильнее способствует глобальному потеплению, чем углекислый газ.

Чтобы точно оценить, какое влияние на климат окажет таяние арктической почвы, нужно знать объем скрывающегося в ней угля, но это, к сожалению, сложно, поскольку исследования в этом регионе очень трудоемки. В 2009 году ученые из международной группы Permafrost Carbon Network под руководством Эдварда Шура (Edward Schuur) и Бенджамина Эбботта (Benjamin Abbott) дали примерную оценку объема угля в арктическом регионе на основании сделанных в 45 точках скважин. По их оценкам, его может быть примерно 1600 миллиардов тонн.

По последним подсчетам Густава Хугелиуса, его значительно больше: 1900 миллиардов тонн. Эти оценки более точны, поскольку проводились на основе исследования скважин не в 45, а в 405 точках, а также опирались на анализ архивных данных, фиксировавшихся с XIX века.

Болотный газ

Чтобы быть объективным, следует сказать, что не все ученые считают таяние вечной мерзлоты климатической бомбой, а если да, то максимум подмокшей петардой. Мерит Турецки (Merritt Turetsky) из Университета Гуэлфа в канадской провинции Онтарио с группой ученых в течение пяти лет изучала изменения торфяников в регионе тающей вечной мерзлоты. Оказалось, что объем выделяющегося метана увеличился за это время в три раза, однако одновременно наблюдалось другое явление: «подмоченные» территории захватила растительность. По мере роста растения поглощали больше углекислого газа, чем выделяла вечная мерзлота. «Результаты этого исследования успокаивают, хотя распространять их на все регионы не следует: возможно эти наблюдения касаются локального явления», — указывает Мерит Турецки. Однако обобщений (не пропуская, конечно, мимо ушей научных данных) избежать сложно.

Полярные цветы


В последнее столетие в Арктике зафиксирована самая высокая температура за 44 000 лет. К такому выводу пришли ученые из Колорадского университета в Боулдере. Сообщение об этом опубликовал журнал Geophysical Research Letters.

Начиная с 1970-х годов площадь льдов уменьшалась на 12% в течение десятилетия. Например, с 1992 до 2001 годы в каждые десять лет ледяной щит Гренландии терял 34 гигатонн льда, но уже в 2002 — 2011 — в шесть раз больше. В последние 100 лет летние температуры в восточной части канадской Арктики были самыми высокими за по меньшей мере 44 000 лет: сейчас летняя температура там превзошла пик, который наблюдался в начале голоцена, вскоре после ледникового периода (примерно10 000 лет назад), когда до Земли доходило на 9% больше солнечных лучей, чем сейчас. Эти данные основаны на точных палеоботанических исследованиях. Группа ученых из Боулдера под руководством профессора Гиффорда Миллера (Gifford Miller) основывалась на данных, полученных методами радиоуглеродного анализа: они изучали остатки растений присутствующих в зоне тундры, которые сдвигаются к северу по мере отступления ледников. «Ключевой момент здесь — подтверждение беспрецедентного потепления в Арктике. То, что мы сейчас наблюдаем, безусловно, выходит за рамки естественных погодных колебаний. А причина всего этого кроется в выбросе в атмосферу парниковых газов», — подчеркивает американский ученый. Так что будем этого придерживаться.