В сегодняшней геостратегической картине Россия и Китай постепенно начинают превращаться в центр силы, способный вырабатывать адекватную нашему времени политику и представлять свою проекцию событий. Именно этим можно объяснить постепенно нарастающее влияние Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Конечно, важно внимательно следить за стратегиями России в последнее время. По мере роста давления со стороны США Россия начинает предпринимать новые и подчас ошеломляющие шаги. Китай благоволит сценарию этой новой политики, с помощью которой он стремится установить свое влияние над такими странами, как Индия, Иран.
Отныне Россия и Китай стали более влиятельными игроками евразийского пространства. Не стоит забывать о том, что главным фактором здесь является ядерная и энергетическая мощь России. Хотя Китай утверждает, что не пытается стать мировой империей, очевидно, все к этому идет. Россия знает, что соглашение Запада с Ираном не только служит появлению нового игрока на Ближнем Востоке.
Попытки Запада перетянуть Иран на свою сторону направлены на то, чтобы при новых тенденциях в этом регионе, где будет возрастать влияние России и Китая, не дать ему увлечься этим веянием. Россия смогла прекрасно просчитать эту шахматную игру. Известно, что у России и Китая единая конечная цель. Поэтому, надо полагать, будет расти и экономическая, и политическая сила ШОС. В этих условиях желание Турции присоединиться к ШОС будет означать правильную оценку этой новой политической игры.
Турция должна вступить в ШОС! Место Турции — и во всех блоках Запада, и во всех политических и экономических проектах Евразии. Турция должна рассматривать ШОС как новую основу, которая будет способствовать ее экономическому подъему.
Взгляд на членство в ШОС как на «противовес» Западу больше не имеет отношения к новой политике. Основа политического влияния — экономическая сила. И на протяжении последних десяти лет Турция правильно и точно понимает это.
Построение союза с ШОС усилит позиции Турции в регионе, обеспечив ее новым козырем. Также не стоит забывать о связях Турции на евразийском пространстве. Средняя Азия, Дальняя Азия, Россия — территории, которыми Турция интересуется и должна интересоваться как государство. Не нужно упускать из виду тюркоязычное и мусульманское население в этих регионах. Теперь Турция при каждом удобном случае показывает, что она не пишет сценарии политики на основе прежней риторики. У нее есть как точки соприкосновения, так и разногласия с Западом. То же самое относится и к ее отношениям с Россией и Китаем. Политика — это искусство возможного.
Исходя из этого, следует оценивать и дружественные, и враждебные отношения. Лучший тому пример показывает нам история многолетней вражды между Германией и Францией или сближение США и Ирана в последние месяцы.
Поэтому не нужно напрасно обвинять Турцию в смене курса. Все влиятельные государства мира, включая США, теперь включили это понимание в свои радикально изменившиеся стратегии. Ведь будущее государств определяют их национальные интересы. Желание Турции быть на всех платформах мира не ограничивается ближайшими пятью годами, а определяется ее стратегиями проектирования ходов на 50-100 лет вперед. Такова новая Турция. Право голоса на мировой арене приобретает тот, кто разрабатывает свои стратегии на основе устойчивых и долгосрочных целей.