С закладкой фундамента проекта TANAP, реализуемого совместно с Азербайджаном, Турция смогла существенно продвинуться вперед на пути обеспечения своей потребности в природном газе и становления энергетическим центром. Кроме того, намерение стран ЕС обеспечить безопасность энергопоставок укрепило положение Турции как ключевой страны в энергетике.
Вместе с тем в 2014 году Турция сделала еще один критически важный шаг. Проект «Турецкий поток», нацеленный на передачу российского газа в страны ЕС и Балканского полуострова через Турцию, давно не сходит с повестки дня. То, что проект стремительно прогрессирует и находится у всех на устах, демонстрирует твердость намерений сторон в его реализации.
Разнообразие и непохожесть сторон друг на друга ведет к конфликту интересов. Поэтому заявления, сделанные на прошлой неделе о наличии ряда препятствий на пути подписания проекта «Турецкий поток», вполне естественны. Проблемы, конечно же, будут, но это не значит, что их невозможно решить или что проект будет отменен.
Нынешняя конъюнктура в энергетике представляет для Турции уникальную возможность стать энергетическим центром в регионе. На этот раз Турция желает воспользоваться этим выпадающим один раз в сто лет шансом. Используя свое геостратегическое положение, она заключает исчерпывающие соглашения со всеми странами-поставщиками, стремясь не повторять ранее допущенных ошибок и быть сильным игроком в этом процессе.
С другой стороны, есть потенциальные участники Южного газового коридора, то есть Иран, Туркмения, иракский курдский регион и Восточное Средиземноморье. Для того чтобы проекты, выполняемые совместно с этими игроками, были построены по принципу «win-win» для каждой из сторон, Турция стремится к тому, чтобы заключение таких соглашений происходило на правах равноправных партнеров.
Благодаря TANAP Турция уже заключила такое образцовое соглашение. Например, доля BOTAŞ в TANAP — 30%, а доля TPAO в проекте «Шахдениз» — 19%. Иными словами, Турция — и партнер по природному газу, и частично владелец трубопровода.
Турция должна быть активным участником, то есть партнером, во всех проектах, и особенно в «Турецком потоке». Дело не только в том, чтобы трубопровод проходил по территории Турции. Ведь ее цель — стать не только транзитной страной, через которую пролегают трубопроводы, но и, что гораздо важнее, энергетическим центром.
Турция занимает преимущественное положение
То, что в сфере природного газа пути всех игроков ведут в Турцию, делает нашу страну незаменимой. Ведь большую часть доходов стран-поставщиков обеспечивает энергетика.
Поскольку эти страны не желают отказываться от своих доходов, Турция становится гарантом их сохранения. Все это может усилить позиции Турции в вопросе получения скидки на природный газ, за который ранее она платила высокую цену.
Есть еще один активно обсуждаемый вопрос. С приходом в Турцию всех газовых игроков посредством не так давно созданной энергетической биржи и возможностью хранить энергоресурсы определение цены будет происходить в Турции. И тогда возникнут все предпосылки для того, чтобы Турция стала энергетическим центром.
Энергетика министра Йылдыза
Прогресс во всех событиях, связанных со становлением Турции энергетическим центром, то есть в таких проектах, как Южный газовый коридор, TANAP, передача нефти и природного газа курдского региона Северного Ирака в Турцию, «Турецкий поток», был возможен во многом благодаря усилиям министра энергетики и природных ресурсов Танера Йылдыза (Taner Yıldız).
Он сыграл главенствующую роль и в реализации проектов АЭС, которые постоянно откладывались, и в создании энергетической биржи, которая когда-то даже считалась невозможной.
Благодаря своему терпению и ответственности он выступил в качестве успешного переговорщика, отдающего приоритет интересам своей страны. Сделав энергетику важнейшим вопросом повестки дня Турции, он заставил весь мир обратить свои взоры на нашу страну. И, более того, в период активного противодействия со стороны глобальных сил.
Несмотря на все давление, вмешательство, Турция не отстает от мировой повестки дня, которую давно определяет энергетика. Вклад министра Йылдыза в этом бесспорен.