Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
НАТО сообщает об увеличении перехватов самолетов на фоне роста напряженности в отношениях с Россией

В Европе, в Эгейском море, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе перехваты в воздухе стали «почти рутинным делом», однако само количество подобного рода инцидентов свидетельствует о риске эскалации.

© AP Photo / 332-Squadron of the Norwegian Air Force/Scanpix, HOИл-76 и Миг-31 в небе над Норвегией
Ил-76 и Миг-31 в небе над Норвегией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мировые державы сообщают об увеличении количества нарушений воздушного пространства, а также о случаях, когда истребители поднимаются в воздух для перехвата иностранных самолетов. Все это происходит на фоне усиления геополитической напряженности в Европе и в Азии. В 2014 году в Европе истребители стран НАТО были вынуждены подниматься по тревоге более 500 раз.

Мировые державы сообщают об увеличении количества нарушений воздушного пространства, а также о тех случаях, когда истребители поднимаются в воздух по тревоге для перехвата иностранных самолетов, и все это происходит на фоне значительного усиления геополитической напряженности в Европе и в Азии.
В Европе истребители стран НАТО были вынуждены подниматься по тревоге более  500 раз в 2014 году, что в четыре раза больше, чем в 2013 году. Около 85% вылетов были сделаны для перехвата российских самолетов. В этом году — по данным, полученным газетой Guardian от НАТО, — истребители уже 300 раз поднимались по тревоге в воздух. Это самое большое количество подобных вылетов с момента окончания холодной войны.

Россия утверждает, что количество полетов авиации НАТО вдоль ее границ увеличилось в два раза в прошлом году. НАТО называет эти утверждения «умышленно неопределенными».

Япония также в рекордных количествах поднимает свою авиацию в воздух по тревоге из-за активности Китая. Количество нарушений воздушного пространства Греции со стороны Турции в прошлом году увеличились в три с половиной раза по сравнению с предыдущими двумя годами.

Хотя все такого рода нарушения специалисты называют «почти рутинными», некоторые инциденты свидетельствуют о существовании риска эскалации из-за самого количества подобных случаев.

Несмотря на увеличение перехватов, НАТО в конце этого года вдвое сократит количество самолетов, участвующих в патрулировании воздушного пространства в районе Балтики.

Россия против НАТО

Тот факт, что самолеты поднимаются в воздух по тревоге, не означает, что происходит нарушение суверенного воздушного пространства или правил военной авиации. В прошлом году было зафиксировано 10 вторжений российских самолетов в воздушное пространство стран-членов НАТО. Восемь из них произошли над островами, принадлежащими Эстонии (из них шесть над удаленным островом Вайндло). Были также совершены нарушения воздушного пространства Норвегии и Польши соответственно в марте и в апреле, и в обоих случаях они продолжались несколько секунд.

В 2015 году страны НАТО не зафиксировали ни одного вторжения в воздушное пространство 28 своих членов. Однако один российский самолет 26 июня вторгся в воздушное пространство Финляндии, которая не является членом НАТО. Вооруженные силы Швеции насчитали девять вторжений в суверенное воздушное пространство своей страны в этом году. В прошлом году воздушное пространство этой страны было нарушено 12 раз.

Португальский и канадский самолеты патрулируют воздушное пространство над Литвой


Один сотрудник НАТО в беседе с корреспондентом газеты Guardian отметил, что есть проблемы в понимании мотивации действий России. Так же сложно, по его мнению, сказать определенно, являются ли подобные инциденты провокацией или их можно объяснить другими факторами, в том числе погодными условиями.

Очевидно то, что происходит увеличение активности России. Если сравнивать нынешний уровень активности, то следует сказать, что в период с 2006 по 2013 год было отмечено, например, всего семь вторжений российских самолетов в воздушное пространство Эстонии.

Российские активность включает в себя несколько более провокационных — хотя и изолированных — инцидентов. Речь идет о нескольких пролетах российских самолетов над военными кораблями, а также о бомбардировщиках, которые выбирали необычный курс вблизи границ воздушного пространства Соединенных Штатов, Португалии и Британии.
Но, по мнению России, все это происходит из-за увеличения активности «стран НАТО и их партнеров», которые вторгаются в ее воздушное пространство.

Один российский правительственный чиновник сказал в беседе с корреспондентом газеты Guardian, что полеты российских военно-воздушных сил, большую часть которых составляют тренировочные вылеты, следует рассматривать в контексте «значительно возросшей активности иностранных разведывательных и боевых самолетов вблизи российских границ».

По данным российских властей, которые были предоставлены газете Guardian, НАТО в 2014 году совершила более 3 тысяч тактических авиационных вылетов вблизи российских границ, что в два раза больше, чем в предыдущем году. Количество вылетов для патрулирования в воздушном пространстве Литвы, Латвии и Эстонии возросло в 3,5 раза.

Однако, по данным подполковника Джея Дженсена (Jay Janzen), главы отдела по медийным операциям в штабе Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе, Россия регулярно использует дезинформацию и пропаганду для введения в заблуждение общественности относительно происходящих событий.

«Самолеты поднимаются на перехват в ответ на активность со стороны России. Единственная цель — сохранить неприкосновенность европейского воздушного пространства НАТО и защитить страны НАТО от нападений с воздуха», — подчеркнул Джей Дженсен.

Он признал, что НАТО увеличила в последние месяцы количество разведывательных вылетов, однако он настаивал на том, что они осуществляются «в сотнях километров от российских границ».

Несмотря на возросшее число сближений с российскими самолетами, НАТО сократит количество самолетов, осуществляющих воздушное патрулирование в районе Балтики этой осенью с 16 до примерно восьми. До событий на Украине миссию по патрулированию осуществляли четыре самолета. По словам Дженсена, сокращение соответствует масштабам выполняемой задачи.

Существуют также смягчающие факторы в отношении увеличения количества вторжений. Национальные авиационные границы на востоке Европы расположены очень тесно, а конфликт на Украине повысил политическую чувствительность, и при этом некоторые столицы время от времени склонны преувеличивать возникающие риски.

По мнению западных официальных лиц, единственная и самая главная причина огромного количества вылетов по тревоге состоит в том, что российские самолеты часто нарушают международные соглашения.

Российские военные самолеты часто выключают свои транспондеры, и в результате они не «передают сигнал», оставляя в неведении воздушных диспетчеров. Они также не предоставляют информацию о своих полетных планах.

Организация Европейская лидерская сеть (European Leadership Network), проведя изучение 66 инцидентов, пришла к выводу о том, что в одном из трех инцидентов «с высокой степенью риска», зафиксированном в период с марта 2014 по март 2015 года, едва не произошло столкновение лайнера авиакомпании Scandinavian Airlines (рейс 737), летевшим из Копенгагена со 132 пассажирами на борту, с российским разведывательным самолетом. Это произошло потому, что российский самолет не передал данных о своем местонахождении.

Представитель российского правительства отметил: «Российские пилоты выполняют тренировочные полеты, строго соблюдая требования международного и национального права, а также действующие правила. Полеты проходят над необитаемыми местностями, по большей части над нейтральными водами и без нарушения государственных границ. Российские самолеты постоянно сопровождают истребители НАТО. Россия уважает все международные и национальные ограничения, относящиеся к подобной активности, и будет так же вести себя в будущем».

Китай против Японии

Острова Сенкаку в Восточно-Китайском море, сфотографированные с китайского самолета B-3837


Россия осуществляет полеты не только вблизи границ европейских государств. В прошлом году Япония 943 раза поднимала по тревоге в воздух свои самолеты — это на один инцидент меньше рекордного показателя (1984 года). Практически все они связаны с российскими (473) и китайскими (464) военными самолетами.
В 2000 году Япония совершила лишь 155 перехватов. Большая часть возросшей активности совпала по времени со значительным увеличением расходов на оборону в Китае (с менее 50 миллиардов юаней в 1990 году до 850 миллиардов юаней в прошлом году), с расширением возможностей и в последние годы с более масштабным присутствием и возросшей активностью на земле, на воде и в воздухе около Японии в результате продолжающегося спора по поводу необитаемых островов в Восточно-Китайском море.

Из 173 перехватов в первые три месяца 2015 года 57 приходятся на российские самолеты по сравнению со 114 с участием китайских самолетов.
По мнению некоторых западных экспертов в области авиации, одной из характерных черт поведения китайцев является то, что их самолеты ведут себя более «агрессивно», чем российские.

Турция против Греции

На расстоянии в полмира от Восточно-Китайского моря другая спорная территория является местом увеличения нарушений воздушного пространства.
В 2014 году греческие военные власти зафиксировали 2244 нарушения воздушного пространства Греции турецкими самолетами, что в три с половиной раза больше по сравнению с 2013 годом.

В этом году Генеральный штаб Греции уже зафиксировал 1204 нарушения.

Большая часть перехватов происходят над полосой акватории Эгейского моря, которая считается спорной с 1970-х годов. Греция и Турция оспаривают эту часть воздушного пространства вокруг островов — Афины заявляют о своих претензиях на десять миль, тогда как Анкара признает лишь шесть.

Усиление напряженности между Грецией и Турцией по поводу воздушного пространства над Эгейским морем имеет прецеденты. В 2006 году столкновение в воздухе между греческим и турецким истребителями могло стать причиной конфликта. Греческий пилот погиб в результате этого инцидента. А в 1987 году и в 1996 году эти две страны чуть было не начали войну друг против друга.

Один чиновник НАТО сообщил газете Guardian, что спор по поводу Эгейского моря является вопросом Греции и Турции.

Растет число перехватов и в районе Северной Америки.

Командование воздушно-космической обороны Североамериканского континента (Norad) за последние пять лет около 25 раз перехватило и визуально идентифицировало самолеты российской дальней авиации, то есть в среднем около пяти раз в год. Это количество в 2014 году возросло в два раза, а особый всплеск произошел в июле и в начале августа, и представители Norad считают, что это было связано с вопросами подготовки летного состава.

Один сотрудник Norad посчитал важным подчеркнуть, что в каждом случае российские самолеты все время находились в международном воздушном пространстве.

В двух отдельных инцидентах, отмеченных в июле этого года — около южных берегов Аляски, вблизи Алеутских островов, а также в районе центрального побережья Калифорнии — российские бомбардировщики также не вторгались в суверенное воздушное пространство Соединенных Штатов.

Все приведенные в этой статье данные относительно перехватов в воздухе указаны приблизительно по соображениям безопасности.