Начальники земли русской любят объезжать аннексированные у соседей земли. То ли себя показать всему народу, и особенно — новым гражданам, то ли всему миру продемонстрировать желание защищать разбойным образом отхваченное.
Ведь так называемая пятая колонна не дремлет. Вот пыталась с использованием самых демократичных, хоть и с российской спецификой, местных выборов проползти в региональные законодательные собрания.
Конечно, на 86% поддерживающий власть народ особо им разгуляться бы не дал, но даже единственный депутат Ярославской областной думы, убитый Борис Немцов, наглядно показал, что и один в поле может быть воином. Так что шутки и эксперименты тут не очень уместны. Вот почему из Москвы позвонили и сказали достаточно ясно, по классику: держать и не пущать.
С Крымом ситуация становится все более сложной. Была у московских правителей некоторая надежда обменять аннексию полуострова на мир в Донбассе. Не получилось. Более того, санкционные и ограничительные меры становятся все более жесткими. Тупик, в котором оказалась Россия, становится все более глухим, и выхода из него не просматривается.
С другой стороны, с Крымом проблемы не только внешние, связанные с Украиной и остальными странами. Все больше обостряются проблемы внутренние.
Финансирование полуострова уже серьезно сказывается на федеральном бюджете. Аннексированный регион оказался настолько финансово несостоятельным, что такого никто и предполагать не мог в момент, когда принималось решение о его присоединении. В то время как идет всеобщее урезание практически всех статей бюджета, из Симферополя и Севастополя все время требуют дополнительных средств.
Премьер-министр Дмитрий Медведев во время своей поездки в регион достаточно четко дал понять, что никаких дополнительных средств не будет, надо искать на месте, но просьб о финансировании меньше не стало.
Еще одна весьма сложная и болезненная проблема. Лидеры местных сепаратистов решили, что за их предательство Украины они награждаются полной властью над регионом — по образу и подобию Рамзана Кадырова в Чечне. Отсюда повальное воровство передаваемых из центра средств, ручное распределение земельных ресурсов и пресечение любых попыток контроля со стороны Москвы.
И еще один крайне тревожный факт. Кадры, направляемые из центра, максимально блокируются, и им создают такие условия, что работать просто невозможно.
Последний весьма характерный случай. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло уволил директора «Национального заповедника «Херсонес Таврический» Андрея Кулагина и назначил на эту должность благочинного Севастопольского округа Украинской православной церкви Московского патриархата протоиерея Сергия (Халюту). Трудовой коллектив заповедника выступает против назначенца губернатора. Об этом сотрудники открыто заявили севастопольскому губернатору, когда тот представлял нового руководителя.
Директор из церковных не имеет светского высшего образования. Однако властей предержащих это не смущает. На замечание сотрудницы «Херсонеса»: «Вы нам еще пэтэушника пришлите!» последовал ответ губернатора вполне в духе российской власти: «Надо будет — пришлем».
Скандал в Севастополе докатился до Москвы. И происходит он на фоне другого. В Петербурге Русская православная церковь требует вернуть ей Казанский собор, который в данный момент является крупным музеем.
В Белокаменной от действий севастопольского губернатора открестились, поставив его тем самым в весьма затруднительное положение. В данном случае проблема в том, что за заповедником, который фактически находится в черте города, закреплены значительные земельные площади. Легко представить, как много желающих откусить для себя дорогой земли. В прямом и переносном смыслах. Как пишет газета «Московский комсомолец», Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело против бывшего генерального директора заповедника Леонида Марченко, бывшего начальника отдела охраны объектов культурного наследия Севастопольской городской государственной администрации Светланы Шевченко, а также руководителя предприятия «Археополис» Сергея Юткевича за аферы с землей. В результате их действий в частную собственность незаконно передали более 24 га земель, на которых расположены памятники археологии.
Вот и получается, что без национального лидера никто не может развязать севастопольский, вернее, крымский узел, который затягивается все сильнее.
Формально президент России планирует исследовать достопримечательности полуострова вместе с Русским географическим обществом, для чего предполагает посетить места, связанные с маршрутом Великого шелкового пути, и античные суда на дне Черного моря. Наверное, предполагается соответствующее погружение.
Похоже, давно начальник земли русской не радовал своих подданных каким-нибудь полетом во главе стаи стерхов для их спасения. Или занимался в Убсунурской котловине в Туве спасением снежного барса. Дело, конечно, нужное, но гораздо важнее погружение в воду, например, Балтийского моря вблизи острова Гогланд, где был обнаружен затонувший в 1869 году парусно-винтовой фрегат «Олег».
Народ должен знать (об этом позаботятся федеральные каналы), что самый главный руководитель на суше, на воде и в воздухе все время занят заботами о природе и, самое главное, вещественными частями истории Государства российского. Насколько это именно история России, а насколько — других стран и присвоенная Москвой, отдельный вопрос.
Для Путина история имеет политическое значение. Именно с опорой на нее обосновывается аннексия Крыма и нарушение неприкосновенности границ в Европе. Собственно, присвоение чужой истории, смешение понятий Русь и Россия — основа нынешней московской внешней и внутренней политики. И визит Путина в Крым — из той же серии.
Если же отвлечься от телевизионной картинки, то поездка российского президента на полуостров должна способствовать решению взаимосвязанных как внутренних, так и международных проблем.
Для международных отношений пребывание российского президента в Крыму станет своего рода ответом на ужесточение уже объявленных санкций и ограничений со стороны США и, скорее всего, Европы.
Смысл таких действий российского начальника вроде бы очень простой. Вы против нас санкции, а мы усиливаем свое присутствие в Крыму. И никакие ваши действия этому не помешают.
Однако это не более чем, как говорят англичане, to bite the bullet — кусать пулю, по-нашему, проглотить горькую пилюлю. И при этом делать счастливое лицо.
На самом деле все это от уже отмеченного полного и глухого тупика. Любые попытки найти хоть какое-то решение как крымской, так и донбасской проблемы в понимании Путина и Ко чреваты большими потерями. В том числе и раскачиванием внутреннего положения. Так называемая стабильность стала чем-то вроде религиозной догмы для московской пропаганды и обитателей тамошних коридоров власти.
Украинской власти на предстоящий визит Путина в аннексированный Крым необходимо реагировать достаточно жестко. Даже на словах. Мир должен знать, что даже вершка своей территории мы не отдадим и за территориальную целостность нашей страны будем бороться. Если надо — годы, если потребуется, то и в одиночку.