На юге Сахалина, который до окончания Второй мировой войны в течение 40 лет находился под контролем Японии, разрушаются и исчезают строения, построенные в японский период острова. Практически все эти здания, за исключением некоторых, находятся в заброшенном состоянии. В связи с этим Россия и Япония начали сотрудничать, чтобы сохранить историческое наследие.
Когда часть Сахалина входила в состав Японии, Холмск назывался Маока. На искусственной насыпи, расположенной вдоль берега, стоят строения старого завода по производству бумаги. Здание, где производились химикаты для того, чтобы перерабатывать древесную стружку в пульпу, сохранилось в своем прежнем виде, однако крыши и стены многих строений обвалились. Они имеют довольно плачевный вид.
Сахалинские предприятия начали работать в 1919 году. В 1933 году их поглотила компания по производству бумаги Oji Paper. «Отец работал технологом на заводе. Там использовались новейшие бумагоделательные машины, которые работали непрерывно. Даже в Новый год», — вспоминает Тосио Накано (85, Toshio Nakano), родившийся в Маоке и работавший на заводе полтора года с весны 1946 года, когда остров уже был захвачен СССР. В 1947 году его выслали в Японию. С тех пор он ни разу не был на родине. Фотографии разрушенного завода произвели на г-на Накано сильное впечатление.
Сахалин был богат древесным сырьем. В японский период там было построено девять заводов по производству бумаги в таких городах, как Маока и Тоёхара (сейчас Южно-Сахалинск). Доля сахалинских предприятий по производству древесных материалов и бумаги составляла 50% и 20% соответственно от общих объемов, производимых в Японии. В советский период семь заводов продолжили работать, однако после развала СССР в 1991 году, когда страну накрыл экономический хаос, их деятельность была приостановлена. С тех пор они постепенно разрушались. «Останки завода являются историческим наследием, которое повествует о том, что Сахалин был островом, производящим бумагу. Они представляют серьезную историческую ценность», — отмечает сотрудник Центра славянских исследований при Университете Хоккайдо Юката Итани (Yukata Itani).
По информации на 2001 год, на Сахалине сохранилось около 140 японских строений. С того времени около 20 строений разрушились или были снесены. Власти острова охраняют только три строения в качестве объектов культурного наследия: музей (построен в 1937 году, в настоящее время там находится Сахалинский областной краеведческий музей), бывшее отделение Банка Хоккайдо в городе Тоёхара (построен в 1931 году, в настоящее время там находится Сахалинский областной художественный музей) и еще одно здание.
Сахалинский краевед Игорь Самарин говорит, что поскольку бюджет ограничен, приоритет отдается важным строениям.
В этих условиях в июне этого года генеральной консульство Японии в Южно-Сахалинске обратилось к властям Сахалина с предложением по охране и сохранению японских строений. Стороны пришли к соглашению сотрудничать в этой области. Этой осенью пройдет симпозиум, в котором примут участие японские специалисты. Возможно, в будущем году здания будут проинспектированы. По мнению г-на Итани, российско-японское сотрудничество с целью восстановления японских зданий станет эпохальным событием.
Сахалин: в соотвествии с Портсмутским мирным договором 1905 года Японии, которая победила в Русско-японской войне, отошла часть Сахалина южнее 50 градуса северной широты. На момент окончания Второй мировой войны там проживало около 400 тысяч японцев. В соотвествии с Сан-Францисским мирным договором 1951 года Япония лишилась территориальных прав на Сахалин. Принадлежность острова по международному праву не установлена, однако в 2001 году Япония открыла генеральное консульство в Южно-Сахалинске, тем самым признав, что Сахалин является российской территорией.