Заявление о договоренности между Францией и Россией по компенсации за отказ Парижа от поставки вертолетоносцев «Мистраль» сейчас можно не ждать. Во время поездки в Ло президент Франсуа Олланд отметил, что «в настоящий момент» «соглашения нет». «Переговоры начаты, — добавил он. — Я приму решение в ближайшие несколько недель».
После восьми месяцев переговоров под руководством российского вице-премьера Дмитрия Рогозина и французского генерального секретаря по обороне Луи Готье (Louis Gautier) «договоренность была достигнута, но детали еще предстоит уточнить», — заявил AFP осведомленный французский источник. Эти слова противоречат мнению помощника президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимира Кожина: «Переговоры уже все завершены, все уже определено — и сроки, и суммы. Я надеюсь, что в самое ближайшее время будет подписано соглашение о расторжении контракта, и тогда будет объявлена сумма, которую Франция нам заплатит».
Первый острый вопрос касается суммы, которую должна будет заплатить Франция. Если верить источникам газеты «Коммерсант», Парижу придется перечислить России 1,16 миллиарда евро. Как считают в России, эти средства должны покрыть подготовку 400 моряков экипажа, строительство инфраструктуры во Владивостоке (там должен был разместиться первый «Мистраль») и строительство четырех боевых вертолетов. Париж, в свою очередь, предлагал вернуть лишь аванс в 785 миллионов евро.
Поиск покупателя
Помимо суммы, не ясно еще и то, что ожидает оба судна в будущем. У французского флота уже имеется три корабля подобного типа, и новые ему не нужны (в любом случае, у него нет необходимых для этого финансов). Решение — в том, чтобы побыстрее продать их, пусть даже по бросовой цене. Чем дольше они будут стоять у причала, тем больше устареют, уверяет осведомленный эксперт. Техобслуживание судов и их поддержание на плаву обходится DCNS в 1-2 миллиона евро в месяц, причем, как подозревают в компании, всю эту сумму государство им не возместит... В любом случае для перепродажи еще нужно найти желающих. Нередко поговаривают о Канаде, но ее едва ли можно назвать простым клиентом на рынке оружия. Кроме того, упоминают об Индии и некоторых других государствах, у которых тоже может быть интерес.
Последний, но от этого не менее важный вопрос: кто будет платить за «дерусификацию» судов? Заказанные Москвой вертолетоносцы разработаны с учетом холодов и, в частности, оборудованы обогревательной установкой. Это прекрасно подходит для плавания по Балтийскому морю, но едва ли нужно в Индийском океане... А как насчет двигателей? Тягачей для вертолетов? Кроме того, тут кругом надписи на русском, которые все до одной придется заменить!
Короче говоря, с учетом объемов работ, ценник может взлететь до небес, а все потенциальные клиенты знают, что Парижу хочется побыстрее сбыть суда с рук. Такие условия идеальными для переговоров никак не назвать, а платить по счетам, скорее всего, придется французским налогоплательщикам...