Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кнут или пряник: Китай и Россия перед новой дилеммой

Китаю и России, которые расширяют свои сферы влияния, используя военную мощь, противостоят объединения стран, основанные на притягательности, а не на принуждении.

© AP Photo / Ivan Sekretarev, poolВладимир Путин и Си Цзиньпин на саммите БРИКС в Уфе
Владимир Путин и Си Цзиньпин на саммите БРИКС в Уфе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Китай находятся в схожем положении. Они ведут себя как великие державы прошлого, расширяя свои сферы влияния с опорой на военную мощь. Россия действует так на Украине, а Китай — в Южно-Китайском море. Однако в наше время значение страны зачастую определяется ее притягательностью — тем, что называется «мягкой силой», а не ее способностью принуждать — то есть «жесткой силой».

Россия и Китай — самая большая страна в мире и самая многолюдная страна в мире — находятся в схожем положении. Они ведут себя как великие державы прошлого, расширяя свои сферы влияния с опорой на военную мощь. Россия действует так на Украине, а Китай — в Южно-Китайском море. Однако в наше время значение страны зачастую определяется ее притягательностью — тем, что называется «мягкой силой», а не ее способностью принуждать — то есть «жесткой силой».

Короче говоря, обоим гигантам пора решать, чего они хотят — чтобы их любили или чтобы их боялись. Дилемма, стоящая перед ними, иногда приводит к странным последствиям.

Скажем, на предстоящем на этой неделе саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии Китай будет вести переговоры с 10 странами АСЕАН. При этом перед мероприятием Пекин потребовал, чтобы никто не упоминал действия его военных на мелких островах, на которые претендуют другие азиатские страны. Он предпочитает говорить о торговле, а не о своем посягательстве на территории, расположенные за сотни миль от его берегов.

Между тем Россия, захватившая в прошлом году Крымский полуостров и поддерживающая повстанцев-сепаратистов на Восточной Украине, попыталась в прошлом месяце направить свою делегацию на саммит объединяющей 57 стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ празднует 40-летие своего учредительного договора, в задачи которого входило наладить связи между Россией и Западом на основе общих принципов уважения к правам человека. Однако в итоге делегация Москвы отказалась участвовать в мероприятии, так как шесть ее членов находятся под европейскими санкциями в связи с российской агрессией на Украине.

Такие организации, как АСЕАН и ОБСЕ, основаны на идее о том, что миром должны управлять правила, а не правители, и что консенсус лучше принуждения. Тем не менее, Китай и Россия продолжают запугивать соседей, нарушать их границы и вторгаться в их воздушное пространство. Экономическое влияние, в случае России опирающееся на нефтяной экспорт, а в случае Китая — на торговлю и инвестиции, может привлечь к ним сколько-то союзников, однако подобные сделки не создают прочного доверия, способного предотвращать конфликты.

АСЕАН хочет выработать свод правил для разрешения территориальных споров — наподобие разыгрывающегося в Южно-Китайском море. Однако Пекин не намерен присоединяться к этому процессу и предпочитает просто захватывать острова. ОБСЕ держит на востоке Украины около 400 наблюдателей, пытающихся предотвращать эскалацию насилия и отслеживать приток российских вооружений и, возможно, российских солдат. Обе эти организации представляют мировой порядок, при котором страны стремятся заслужить уважение соседей, а не добиваются его силой.

В последние десятилетия государства стали значительно реже устанавливать свою сферу влияния силовыми методами. Россия и Китай по причинам внутреннего характера этого пока не осознали и не приняли. Однако заметив, как небольшие страны утверждают новый мировой порядок, используя международные организации — в частности, ОБСЕ и АСЕАН — Пекин и Москва, вероятно, оценят значение притягательности.