Этой весной правительство Швеции приняло решение прервать военное сотрудничество с Саудовской Аравией, мотивировав это тем, что оно придерживается феминистской линии во внешней политике.
Это важное решение, которым мы гордимся, однако это также и решение, которое может приниматься только страной, не полагающейся на военные альянсы.
За последний год раздавалось много голосов, выступавших за членство Швеции в военном альянсе НАТО, и сейчас мы обеспокоены необдуманным шведским сближением с военным блоком, имеющим своей основой параноидальные настроения времен холодной войны.
На протяжении нескольких столетий Швеция придерживалась успешного курса на неприсоединение к военным союзам. Благодаря умелой внешней политике, нашей стране удалось уберечься от различных угроз и могущественных соседей. Таким образом мы избежали двух разрушительных мировых войн, и нейтральная и независимая Швеция стала прибежищем от нацизма для десятков тысяч преследовавшихся евреев и борцов сопротивления в наших странах-соседях.
Кроме того, Швеция внесла свой вклад, направив около 100 тыс. солдат в голубых беретах на службу под флагом ООН в некоторые мировые очаги конфликтов.
Одновременно Швеция формировала прогрессивную политику в сфере международного сотрудничества с целью развития, критиковала мировые державы и тиранов по всей планете. Свобода от союзов предоставила Швеции свободу действий продвигать в ООН различные разоруженческие и посреднические инициативы, заставляя другие страны услышать наш голос.
Это был голос за угнетенных всего мира — где бы они ни находились. От Нельсона Манделы в ЮАР до знаменитого осуждения Улофом Пальме бомбардировок Ханоя.
Однако шведская внешняя политика была важна не только для угнетенных всего мира. Она дала Швеции преимущество остаться в стороне от гонки ядерных вооружений. Тысячи ядерных боеголовок сегодня рассеяны по всей Земле. Оружие, призванное создать равновесие страха между мировыми державами, также превратило стран-участниц гонки вооружений в мишени для взаимного уничтожения.
В основе шведской позиции лежал тезис о том, что ядерное оружие не обеспечивает безопасность.
Активная антиядерная политика, которую вела Швеция и которая на протяжении многих лет обеспечивала нам мощную поддержку в ООН, станет невозможной, если Швеция вступит в НАТО, поскольку вместе с членством в НАТО к нам придет ядерное оружие. Стратегическое ядерное оружие лежит в основе НАТО и ее стратегии.
Мы исходим из того, что феминистская внешняя политика исключает членство в НАТО. Оно стало бы препятствием для нашей деятельности в защиту угнетенных и связало бы нас договорами, которые мы не сможем расторгнуть.
Краеугольным камнем феминистской внешней политики является свобода от военных союзов, поскольку она дает нам возможность выступать посредником в конфликтах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, отправлять персонал для защиты женщин, детей и престарелых в очагах конфликтов, не вызывая при этом никаких подозрений.
Короче говоря, если Швеция станет членом НАТО, исчезнут те внешнеполитические идеалы, за которые наша страна выступала исторически.
К сожалению, многие из нас — причем не только социал-демократы — обеспокоены и удивлены происходящими изменениями курса нашей страны в сфере политики безопасности. В соответствии с правительственной декларацией членство в НАТО не является устремлением правительства или какой-либо из входящих в него партий. Несмотря на это, нас все глубже вовлекают в сотрудничество с НАТО за счет эскалации боевых маневров и создания все большего количества привязок к западному военному альянсу в виде различных договоров.
О самых важных договорах сообщалось в периоды отпусков и по линии Министерства обороны, а не Министерства иностранных дел, на которое возложена основная ответственность за формирование политики в области безопасности.
Так происходило в 2013 г., когда было принято решение присоединиться к Силам быстрого реагирования НАТО, продолжившемуся военному присутствию в Афганистане в рамках программы НАТО «Решительная поддержка», а в 2014 г. главнокомандующий ВС Швеции подписал с одним из натовских генералов документ о подготовке договора о поддержке принимающей страны.
По информации, опубликованной газетой «Дагенс Нюхетер» 15 июля с.г. (в период отпусков) теперь договор о поддержке принимающей страны будет дополнен рядом до сих пор неизвестных законопроектов, которые будут действовать в том числе в случае кризисов и войн для того, чтобы, в частности, «иметь возможность оказывать военную помощь НАТО и принимать ее от альянса в случае кризиса или войны в Швеции или в ее ближайшем зарубежье».
Это звучит пугающе похоже на обязательства согласно 5-й главе Североатлантического договора, которые являются принципиальным препятствием для шведского членства в НАТО. Новым также является то, что в Швецию может также быть направлена штаб-квартира НАТО.
Полагаем, что это затрудняет, и, возможно, даже противодействует той внешней политике, которую проводит правительство. Мы, социал-демократы Стокгольма, выступили на конгрессе Социал-демократической рабочей партии Швеции в 2013 г. с инициативой о проведении независимого расследования/создания «белой книги» об участии всех шведских контингентов в Афганистане, что затем было конгрессом одобрено. Идея состояла в том, чтобы провести анализ задействования шведских сил под эгидой НАТО в сравнении с операциями ООН за тот же период, от участия в которых мы воздержались. Правительство назначило комиссию для изучения этого вопроса.
Осведомленность и соучастие — основа демократии. Именно поэтому мы требуем, чтобы проведения такого анализа всегда предваряло возможные изменения внешнеполитического и оборонного сотрудничества Швеции.
Вероника Пальм — председатель стокгольмского отделения Социал-демократической рабочей партии Швеции.
Пьер Шори — бывший министр по вопросам международного сотрудничества в области развития и постоянный представитель Швеции при ООН.
Май Бритт Теорин — бывший посол по особым поручениям по вопросам мира и разоружения.
Андерс Эстерберг — международный секретарь стокгольмского отделения Социал-демократической рабочей партии Швеции.