Империя обратила свой взгляд на Центральную Америку. Мы должны осознать, что времена беспечности ушли в прошлое. Пришло время понять, какие опасности подстерегают нас, какое будущее у наших народов и стран, какое место мы займем в современном мире.
«Бери все, не отдавай ничего!» — таков был девиз флибустьеров, которые по приказу олигархов южной части Соединенных Штатов в середине XIX века отправились в Центральную Америку на завоевание новых земель.
С той поры прошло более 150 лет. Мир сильно изменился, но по-прежнему остается в силе девиз флибустьеров: «Бери все, не отдавай ничего!». Как говорил кубинский поэт и революционер Хосе Марти, этот девиз взял на вооружение жестокий и опасный северный сосед — США.
Чтобы увидеть нашу историческую перспективу, надо понять те изменения, которые произошли во внешней политике Соединенных Штатов по отношению к Центральной Америке. Порой за красивой риторикой, разговорами о демократии и экономическом развитии скрываются совершенно иные цели.
В ранее опубликованной статье: «Центральная Америка и „мягкие“ границы империи» мы говорили об изменении конфигурации внешнеполитического курса США в сторону придания приоритета Центральной Америке. Регион входит в сферу жизненно важных интересов Вашингтона — точно так же, как Китай, Россия, Ближний Восток.
Нечто похожее происходило с Центральной Америкой в период с 1970 по 1980 годы. Тогда регион был охвачен гражданскими войнами, на фоне которых происходило столкновение интересов США и Советского Союза. Каждый из них стремился получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
Возникает вопрос: почему столь малое географическое и человеческое пространство — с точки зрения ведущих мировых игроков — за несколько месяцев превратилось в важный геостратегический регион?
Следует напомнить, что в докладах американских разведывательных служб Центральная Америка никогда не вызывала серьезного беспокойства за исключением борьбы с организованной преступностью и наркотрафиком.
Почему госдепартамент США сейчас столь резко активизировал дипломатическую работу на центральноамериканском направлении?
Возможно, ответ мы найдем в мадридском заявлении помощника госсекретаря США Томаса Шэннона: «Пришло время строить новые отношения с Центральной Америкой.
По милости судьбы, ответственность за выстраивание новых отношений ложится на США».
Вашингтон, похоже, осознал допущенные в прошлом ошибки и пришел к выводу, что настало время внести коррективы в геополитическую стратегию. Несомненно, что толчком к такому решению стал план строительства Никарагуанского межокеанского канала. Заинтересованность в реализации «стройки века» уже продемонстрировали Китай и Россия.
Не обошло внимание Белого Дома и стремление Китая усилить свои позиции в Коста-Рике, а также рост китайских инвестиций в страны Центральной Америки.
США озабочены созданием Сообщества латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), которое активно пытается наладить сотрудничество с Евросоюзом, БРИКС, африканскими странами.
Запоздалое решение США восстановить дипломатические отношения с Кубой во многом было обусловлено политикой Китая, России и Латинской Америки на расширение многостороннего сотрудничества с островом Свободы.
Чиновники из государственного департамента США осознали, что необходимо пересмотреть правила игры на международной арене, в противном случае ты можешь оказаться на задворках истории.
Не надо забывать, что в ближайшие 15 лет, по прогнозам Национального разведывательного совета, Китай обойдет США. Вполне логично, что в данной ситуации Белый дом стремится дать адекватный ответ на новый вызов и пытается сохранить свои позиции.
Империя обратила свой взгляд на Центральную Америку, и мы должны осознать, чем нам это грозит, какие опасности нас подстерегают на этом пути.
Необходимо понимать, что мы хотим, и по какому пути нам следует идти, чтобы добиться процветания без ущерба нашему суверенитету и самоопределению.
Построение нового типа отношений с Центральной Америкой, безусловно, важно, и мы это знаем хорошо.
Проблема заключается в том, что этим делом будут заниматься империалисты, и пока непонятно, что это принесет народам Центральной Америки. Вот в чем вопрос.