Стратегическому партнерству Франции и Египта была отведена большая роль на церемонии открытия второго Суэцкого канала 6 августа в Исмаилии. Президент Франции Франсуа Олланд и его египетский коллега Абдул-Фаттах Халил ас-Сиси вместе наблюдали с трибуны за появлением трех самолетов Rafale и многоцелевого фрегата Fremm, которые приобрел Каир в феврале этого года. Далее лидеры обсудили перспективы расширения стратегического партнерства и подписания новых контрактов. В частности, Египет может приобрети два построенных Францией по заказу России вертолетоносца «Мистраль».
«Египет и Саудовская Аравия готовы на все, чтобы купить два "Мистраля", — утверждает официальный французский источник. — Саудовский король Салман хочет сформировать достойный флот в Египте, чтобы создать силу для регионального вмешательства в Красном и Средиземном море». «Ряд сран региона проявляют большой интерес к "Мистралям" в перспективе формирования военно-морских сил, — подтверждает дипломатический источник. — Эта техника уже доказала свою эффективность».
Соглашение об экономическом и оборонном сотрудничестве, которое подписали в Каире 30 июля саудовский принц Мохаммед бин Салман и президент ас-Сиси, стал шагом в этом направлении. Он представляет собой новый этап на пути формирования общих арабских сил. Проект обрисовался после вмешательства арабской коалиции под саудовским флагом против боевиков-хуситов в Йемене 26 марта (с целью противодействия влиянию Ирана в стране). 27 августа этот вопрос будет вновь обсуждаться на встрече министров арабских государств в Каире.
После прихода к власти маршала ас-Сиси (в результате смещения президента-исламиста Мохамеда Мурси) в июле 2013 года отношения Египта и Саудовской Аравии стали тесными как никогда. Эр-Рияд помог Каиру удержаться на плаву финансовой поддержкой в размере 4 миллиардов долларов. Египет в свою очередь помог саудовским покровителям в операциях в Йемене, задействовав свои военные и в первую очередь морские ресурсы.
Общие интересы
1 августа Каир принял решение о продлении на полгода мандата по развертыванию «частей вооруженных сил» для защиты национальных и арабских интересов в Персидском заливе, Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе. Приобретение двух десантных кораблей «Мистраль», каждый их которых может перевозить 1 000 солдат, бронетехнику и вертолеты, могло бы многое дать в войне в Йемене и в перспективе новых вмешательств, в частности в Ливии, где могут быть задействованы арабские силы.
Двусторонняя встреча президентов Олланда и ас-Сиси на корабле, который доставил их на совместную трибуну, дала прекрасную возможность для обсуждения этих вопросов. Во время государственного визита Ас-Сиси во Францию в ноябре 2014 года оба лидера подписали соглашение о продаже 24 Rafale и многоцелевого фрегата Fremm (окончательный его вариант был утвержден в феврале). Как бы то ни было, Франция не хочет говорить о перепродаже «Мистралей» сразу же после достижения с Россией договоренности об отмене поставки.
На встрече с прессой в четверг Олланд лишь подтвердил, что суда «пользуются определенным спросом со стороны многих стран, и что покупателя можно будет найти без труда». Египет — заинтересованное государство, но переговоры ведутся не только с ним, отмечают в Елисейском дворце. В числе потенциальных покупателей называют Сингапур и Канаду. Гендиректор компании DCNS (она построила «Мистрали», а также поставила в Египет фрегат Fremm и четыре корвета Gowind) Эрве Гийу отказывается давать комментарии. «Переговоры будут быстрыми и секретными: задача в том, чтобы решить все поскорее», — отмечает дипломатический источник.
Египет — привилегированный партнер
В присутствии министра обороны Жана-Ива Ле Дриана Франсуа Олланд подтвердил стремление Парижа"дать Египту средства для активных действий, а Франции — средства защиты". После поставки первых Rafale сотрудничество двух стран «продолжится и расширится. Один фрегат уже был поставлен, и за ним последуют другие, потому что мы хотим, чтобы Египет смог защититься от терроризма», — продолжил президент Франции. По сообщениям дипломатических источников, во время визита министра Ле Дриана в Каир 25 и 26 июля стороны обсуждали покупку еще двух корветов Gowind у DCNS.
«Сегодня отношения Франции и Египта основываются на общих интересах: борьбе с терроризмом и безопасности», — подчеркнул Олланд, напомнив о росте террористической угрозы в Йемене, Ливии, Сирии, Ираке, а также самом Египте. Как считают в Париже, Египет стал ключевым партнером и важнейшим участником дипломатической игры. Его прагматизм приветствуется, однако он может стать причиной неприятных ситуаций: так, например, в Исмаилии президент Олланд оказался всего в трех креслах от суданского лидера Омара аль-Башира, на имя которого выписан ордер на арест Международным уголовным судом.
Кроме того, Египет непросто заставить прислушаться к аргументам о нарушениях прав человека. В результате репрессий против «Братьев-мусульман» и левых оппозиционеров сотни людей погибли и еще тысячи оказались за решеткой. Привилегированное отношение Франции к Египту не препятствует «откровенной беседе», — уверяет Олланд. Президент ас-Сиси пообещал провести парламентские выборы до конца года. Дипломатические круги недовольны излишне жесткими репрессиями: «Мы пытаемся сказать им, что если они будут слишком напирать, то породят радикальные настроения в народе. В Египте сложно заставить людей прислушаться к таким доводам». В этот четверг в Исмаилии с приближением годовщины бойни у мечети Рабиа аль-Адавия (14 августа 2013 года там погибли 800 активистов «Братьев-мусульман») никто не рискнул напомнить президенту ас-Сиси, что именно этот город стал родиной столь ненавистного ему движения.