Россия вновь подала заявку на континентальный шельф в Арктике. Это событие следует расценивать позитивно, как свидетельство того, что страна действует в рамках положений Конвенции ООН по морскому праву и системы предоставления в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Тем не менее, ни для кого не должно быть сюрпризом, что эта заявка будет рассматриваться с особой осторожностью, учитывая нынешние напряженные отношения между Россией и Западом.
Комиссия ООН по границам континентального шельфа приняла новую заявку России в отношении расширенного шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявку на части тех же районов подала также Дания. В ближайшем будущем ожидается схожая заявка и от Канады.
Сейчас заявки направляются в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Какое-то время назад Комиссия завернула российскую, однако, с тех пор страна провела масштабные работы по сбору проб в интересующем её районе. Хотя притязания трёх стран будут накладываться друг на друга, они всё же сумели договориться, что не будут блокировать заявки друг друга. По словам доктора С.Б. Вейеруда из Центра морского права им. К.Г. Йебсена, если Комиссия придёт к выводу, что притязания взаимно пересекаются, тогда линия прохождения границы будет определена дипломатическим путём — путём переговоров.
Норвежские исследователи и официальные круги единодушны в своих оценках данного процесса: желание России следовать правилам игры в Арктике — это позитивный сигнал. Редакция считает, что это разумная оценка ситуации.
Если вспоминать историю, то неудивительно, что именно в Арктике Россия действует согласно существующим правилам. На Севере страна традиционно искала компромиссы. Кроме того, Россия уже обладает значительными ресурсами в регионе, и, по всей вероятности, ей выгодно следовать правилам в борьбе за Арктику.
Заявка России, однако, неизбежно будет встречена с определённой долей скепсиса из-за нынешних напряжённых отношений страны с Западом. В таком контексте эта заявка может быть воспринята как вызов. Адекватный процесс подачи заявки важен для того, чтобы Запад, неуверенный в политике России, всё же отнёсся к ней положительно.
Существующая неопределённость не была развеяна и заместителем председателя правительства России Дмитрием Рогозиным, который в начале этого года в нарушение санкционного режима сделал техническую остановку на Шпицбергене во время своей поездки на арктическую дрейфующую научную станцию.
Хотя сейчас Россия придерживается всех правил игры в Арктике, страны со значительным присутствием в регионе должны внимательно следить за развитием событий. Регион имеет большое значение не только со стратегической точки зрения. На шельфе могут находиться огромные запасы природных ресурсов, однако, до сих пор непонятно, будет ли их добыча приносить какую-либо прибыль.
Для Норвегии развитие данной ситуации представляет особый интерес в свете её промышленной деятельности на Шпицбергене. Не так давно правительство выделило 500 миллионов норвежских крон с целью поддержки предприятия первостепенного значения на архипелаге — «Стуре Ношке». Данные инвестиции без сомнения нацелены на укрепление позиций страны на этом стратегически важном архипелаге. При этом вряд ли норвежские власти боятся, что Шпицберген станет объектом перетягивания каната.
Российские действия на Украине явно свидетельствуют о том, что Владимир Путин не боится вступать в прямое противостояние с остальным международным сообществом. Однако пока ничто не указывает на то, что русские будут нарушать международное право в Арктике. Предыдущий опыт, в том числе заключение Соглашения о разграничении в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, подтверждает, что Россия нацелена на использование дипломатии в регионе. Однако события последнего года показали, что, когда речь идёт о переговорах, с русскими необходимо быть бдительным. Особенно это важно помнить Норвегии в контексте Шпицбергена.