Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские «девчонки на роликах» меняют гендерную политику

Может ли маргинальный вид спорта дать отпор все более консервативной гендерной политике российского государства?

© Фото : Павел СемёновРоллер-пробег в честь Москвиной в Петербурге
Роллер-пробег в честь Москвиной в Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя российские роллерши не считают, что этот вид спорта имеет политическую подоплеку, само существование роллер–дерби потихоньку расшатывает основы гендерной политики в России. «Фурии белых ночей» создали свое собственное пространство, свою нишу в обществе: их спорт — это акт сопротивления, дающий ощущение свободы.

В последние годы Санкт–Петербург, который известен своей крайне правой политикой и преступлениями на почве нетерпимости, стал подлинным источником консервативной политики. Именно в Петербурге политик Виталий Милонов выступил с инициативой о введении закона против пропаганды гомосексуализма.

На этом фоне тем более поразительным кажется появление в этом городе роллер-дерби — женского вида спорта, который не отвергает никаких сексуальных самоидентификаций.

Фурии белых ночей

Как и многие другие женщины во всем мире, Жанна, основательница и капитан самой первой в России команды по роллер-дерби «Фурии белых ночей», попала в спорт совершенно случайно.

В 2013 году тогдашняя партнерша Жанны Кэт предложила организовать команду по роллер-дерби в Петербурге. Кэт узнала об этом виде спорта от своих друзей в Исландии. Затем она приехала в Бельгию, где и сама решила стать членом команды. Когда Жанна впервые смотрела онлайн матч роллер-дерби, ее первой реакцией было: «Господи, да они же убивают друг друга!»

Однако оправившись после первого шока, вызванного силовой манерой игры, Жанна влюбилась в этот спорт и, в конце концов, с помощью интернет–сообщества любителей роллер-дерби организовала команду в Петербурге.

Основоположником роллер-дерби был американский бизнесмен Лео Зельтцер, а сам этот вид спорта изначально считался соревнованием на выносливость.

Уже через десять лет он широко распространился. Правда, к 1970-м он стал больше напоминать рестлинг на роликах, и его популярность уменьшилась. Однако в 2001-м году в Техасе небольшая группа женщин возродила роллер-дерби в качестве любительского женского вида спорта.

Возрожденный в результате третьей волны феминизма, роллер–дерби сейчас стал одним из самых быстро развивающихся видов полноконтактного женского спорта в мире. По статистике Women’s Flat Track Derby Association, в настоящее время по всему миру насчитывается более 3000 зарегистрированных команд: 2069 в США, 760 в Европе, 362 в Канаде, 288 в Австралии и 216 в Латинской Америке.

Роллер–дерби — это некоммерческий самодеятельный вид спорта, основанный женщинами и для женщин, открытый для сексуальных меньшинств. Между тем к нему стало подключиться все больше и больше мужчин (в мире зарегистрировано 258 мужских команд).

Как отмечают многие комментаторы, девушки, которые занимаются роллер–дерби преодолевают гендерные границы, лавируя между удовольствием и физической болью в контексте иерархических отношений.

Спортсменки часто говорят о том, как их сбивают с ноги и они получают травмы, но все равно встают и продолжают игру. Именно в этом и выражается их женственность на роликовом треке.

Джеммеры, блокеры и пивоты

Во множестве феминистских работ утверждается, что спорт противодействует половому неравенству. Спорт дает женщинам возможность почувствовать себя сильными; он исцеляет и преображает, бросая вызов культурным клише, имеющим отношение к женщинам и женственности.

Таким образом, роллер–дерби возродился как гендерное пространство для самотрансформации, сопричастности и телесного состязания. Вкратце правила игра таковы: в команде пятеро игроков — три блокера, один пивот и один джеммер.

Обе команды одной группой по свистку начинают движение против часовой стрелки. Два джеммера стоят позади группы блокеров, и их задачей является пробиться через них. Первая из спортсменок, достигнувшая цели становится лидирующим джеммером.

Пока джеммеры пытаются пробраться через группу блокеров, задачей последних является помочь своему джеммеру проскочить, не дав такой возможности джеммеру соперников. После первого захода, который не дает очков, джеммеры получают очки каждый раз, когда они опережают соперника. Игра длится час и состоит из двух 30–минутных периодов. Каждый джем продолжается 2 минуты, но у лидирующего джеммера есть право закончить его раньше.

Даже для непосвященных и для тех, кто равнодушен к спорту, роллер-дерби может оказаться захватывающим зрелищем с самого первого момента.

Когда начинается первый джем, джеммеры мчатся по овальному треку с такой скоростью, что зрители буквально слышат свист. Блокеры на треке действуют сообща, сцепляют руки, всячески взаимодействуют, а также пускают в ход бедра и плечи, чтобы не пропустить джеммера противника.

Стоит только одному из джеммеров прорваться через блокеров, толпа приходит в экстаз.

Часто джеммер совершенно неожиданно пробивается через плотную, как бы непроницаемую стену блокеров. Кажущееся заведомо проигрышным положение джеммера — одна женщина против «безжалостной» и «агрессивной» группы блокеров — держит болельщиков в неизменном напряжении.

Самый отважные болельщики иногда сидят даже на так называемых «местах самоубийц», т.е. на краю трека. Иными словами, роллерши в этом виде спорта, где стратегия играет столь важную роль и где необходимы столь значительные физические усилия, поразят своим атлетизмом любого новичка.

Рекордсмены

Ситуация с гендерным равенством и феминизмом в России оставляет желать лучшего. Как же тогда понимать в этом контексте появление в этой стране роллер–дерби, спорта, требующего существенных физических усилий, довольно «рискованного» и к тому же разрушающего традиционные представления о женственности?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно взглянуть на прошлое России через призму настоящего.

Российские социологи Анна Тёмкина и Елена Здравомыслова пишут об эволюции реакции на советскую гендерную политику: как лицемерная политика гендерного равенства представила в выгодном свете, слегка приукрасив, традиционную патриархальную систему с ее нормативными поло–гендерными ролями.

Принцип гендерного равенства был введен в Советском Союзе в 1922 году, после его образования. Женщины получили право голоса, их всячески побуждали получать образование и работу по любой выбранной ими специальности. Появились ясли и детские сады, которые позволяли женщинам совмещать полный рабочий день с уходом за детьми.

Однако в 1936-м году в виду демографической проблемы советское правительство запретило аборты, и в стране началась политическая дискуссия, которая свела роль женщины к ее «естественной роли» матери, тем самым увеличив вдвое ее нагрузки.

Но и сегодня президент Путин всячески пропагандирует материнство как высшее достижение женщины, при этом позиционируя самого себя как мачо с обнаженным торсом и с пистолетом в руке.

В частности, на женщинах теперь лежит бóльшая ответственность в связи с политикой в отношении материнства. Это касается, например, так называемого «материнского капитала» — формы финансовой государственной поддержки, осуществляемой с 2007-го года и предоставляемой матерям, родившим второго и третьего ребенка. Феминисты подвергли критике эту программу, указывая на ее гендерную бестактность и неэффективность, а также подчеркивая экономические последствия от массового ухода женщин с рынка труда. Следует отметить и тот факт, что нынешнее российское правительство постоянно пытается также ужесточить законы об абортах.

Однако несмотря на чрезвычайно высокий рейтинг популярности Путина, не каждая женщина (или, уж если на то пошло, и мужчина) готова безоговорочно согласиться с его политикой.

Согласно результатам опроса, проведенного в нынешнем году Российским Левада-Центром, 66% россиян считают, что аборт — это частное дело каждого и правительство не должно в это вмешиваться. Только 20% респондентов считают, что правительству следует контролировать эту проблему.

Хотя государство продолжает пропагандировать семейные ценности, ничего не делается для укрепления прав женщин в домашней сфере. Напротив, многие женщины подвергаются бытовому насилию в повседневной жизни.

Данные относительно домашнего насилия в России, опубликованные в 2013-м году, представляют весьма мрачную картину. В частности, согласно официальным цифрам, ежегодно в результате бытового насилия там гибнут 12 тысяч женщин. Кроме того ежедневно регистрируются 36 тысяч случаев избиения женщин мужьями.

Третья волна феминизма

Тем не менее, несмотря на угрожающий уровень насилия против женщин, феминизм в России в целом все еще отвергается как «западная» идея, что, вероятно, отражает консервативные настроения правительства в связи с гендерным вопросом.

Тогда как в Западной Европе и в США роллер–дерби стал воплощением феминистской идеи расширения прав и возможностей женщин, оказав воздействие на общество с помощью постоянного освещения в СМИ, в России на настоящий момент существуют всего две публикации, посвященные этому виду спорта.

Такую скудость информации в российских СМИ можно, в частности, объяснить тем, что феминизм как идеология всегда боролся за перемены, а это легко интерпретируется как угроза нынешней иерархии власти в России, где доминируют мужчины.

Однако это мнение сейчас оспаривают. Некоторые специалисты утверждают, что начало третьей волны положило выступление панк–группы Pussy Riot в 2012-м году, вызвавшее острую полемику.

После освобождения из тюрьмы в 2013-м году Мария Алехина и Надежда Толоконникова заявили, что продолжат бороться за права женщин. Между тем и появление в России роллер-дерби также можно воспринять как знак того, что третья волна феминизма набирает силу.

Хотя феминизм третьей волны почти не получил распространения в сегодняшней России, вопросы, касающиеся прав геев весьма актуальны в политике как России, так и Запада. С 2006-го года попытки организовать гей–парады в Москве регулярно сталкивались с запретами, и даже в этом году эта ситуация не слишком изменилась. В частности, совсем недавно активисты партии «Единая Россия» разработали «флаг сторонников традиционных сексуальных отношений», призванный защищать традиционные семейные ценности и противостоять деятельности ЛГБТ.

Все это свидетельствует о том, насколько ожесточенные споры все еще идут в России вокруг публичных проявлений гомосексуальности. Как и феминизм, «нетрадиционные» сексуальные отношения в целом представляются частью «западного» образа жизни, чуждого российским традициям. Кульминацией этого противостояния стал закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», принятый в 2013-м году. В январе 2015-го года, по распоряжению правительства, в список медицинских ограничений при получении водительских прав был включен транссексуализм.

Так как же можно объяснить появление в России роллер-дерби? Тут уместно вспомнить полемику вокруг гендерных проблем, начатую правительством Путина. В конце концов роллер-дерби — это вид спорта, разработанный женщинами (которых официально считают слабым полом), стало быть, он не воспринимается как угроза «чуждого» феминизма.

Специалист по спорту и гендерным проблемам Бэн Каррингтон утверждает, что «спорт как явление (в нашем сознании), а также в своей физической манифестации представляется нам обладающим некоей чистотой и безвредностью. Его считают далеким от повседневных вопросов власти, неравенства, борьбы и идеологии».

В этом смысле роллер–дерби в России, как и других странах мира, является тем пространством, которое дает ощущение самовозвышения и свободы, пространством, доставляющим удовольствие, где не действуют дискриминационные гендерные нормы, пропагандируемые правительством. Как сказала Жанна, «роллер–дерби — спорт для любой женщины, которая хочет им заниматься. В роллер–дерби нет никакой дискриминации, он принимает абсолютно всех».

Тем не менее Жанна утверждает, что для того, чтобы роллер–дерби продолжал развиваться, она должна действовать в рамках нынешней политики.

Она знает, что помощи от администрации Петербурга ожидать не приходится, потому что «именно она затрудняет нашу жизнь, именно она вводит законы, которые препятствуют развитию роллер–дерби. Именно петербургские власти пропагандируют традиционные гендерные нормы и неравенство. Мы не можем ждать от них поддержки».

По этой причине Жанна обратилась в партию «Яблоко» за советом о том, как зарегистрировать свою команду. Хотя с 2003-го года эта партия не имеет мест в Госдуме, Петербург всегда был ее опорным пунктом: в 2011-м году на парламентских выборах «Яблоко» получило там 11,5% голосов (по сравнению с 3,4% по всей России). Тогда как большинство оппозиционных партий разделяют консервативные взгляды правительства, партия «Яблоко» оказывает некоторую поддержку альтернативной политике и сочувственно относится борьбе за права сексуальных меньшинств.

Хотя российские роллерши не считают, что этот вид спорта имеет политическую подоплеку, само существование роллер–дерби потихоньку расшатывает основы гендерной политики в России. «Фурии белых ночей» создали свое собственное пространство, свою нишу в обществе: их спорт — это акт сопротивления, дающий ощущение свободы.

Если взглянуть на роллер–дерби в общем контексте гендерной политики в России, то становится очевиден его преобразующий потенциал. И притом, что это всего лишь одна маленькая команда из 30 членов, их джеммеры прекрасно умеют прорываться через толпу.