После долгого периода нерешительности Киргизия, наконец, стала полноправным членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сторонники вступления республики в ЕАЭС утверждают, что теперь в стране начнется период восстановления экономики. Остальные не знают, чего ждать.
«Поживем — увидим, — сказал Азим, житель Кара-Суу, города на юге Киргизии, чье процветание в течение многих лет зависело от торговли импортными товарами. — Что касается лично меня, я думаю, все будет хорошо, т.к. мука из Казахстана станет дешевле». Наряду с пекарями, лучшие времена, возможно, наступят для всех, чьи расходы сократятся после отмены импортных пошлин на товары из других стран-членов ЕАЭС — России, Казахстана, Белоруссии и Армении.
Но при рассмотрении властями Киргизии вопроса о присоединении к ЕАЭС желание способствовать торговле, возможно, не было главным фактором. Выступая на дискуссионном форуме в Бишкеке в конце июля, Темирбек Ажыкулов, исполнительный директор Международного делового совета (МДС), неформального объединения, ориентированного на иностранных инвесторов в Киргизии, сказал, что основной движущей силой в вопросе о членстве была политика.
По словам Ажыкулова, МДС обращался к государственным чиновникам и предпринимателям, чтобы внести больше ясности в вопрос о влиянии на бизнес значительного количества связанных с ЕАЭС новых законов, но усилия совета не увенчались успехом. «На данный момент мы не обладаем достаточной информации, чтобы дать ориентиры компаниям, которые, скажем, работают в сфере торговли. Сказать им: «Ваши перспективы выглядят примерно вот так», — отметил он.
Последствия вступления в ЕАЭС наиболее быстро и ярко можно будет наблюдать на границе с Казахстаном, где должны незамедлительно снять таможенные ограничения. Министр экономики КР Олег Панкратов сказал 6 августа, что на границе ничего не изменится до 11-12 августа по причине нерешенности определенных бюрократических вопросов.
Но как только эти проблемы будут устранены, длинные очереди на границе исчезнут. «Не нужно будет заполнять таможенные декларации, больше не будет таможенных процедур, — приводит слова Панкратова издание «Вечерний Бишкек». — Экспортеры должны будут проходить упрощенную форму регистрации, которая будет осуществляться пограничной службой».
Но с импортом из не входящих в ЕАЭС стран ситуация будет совсем иной. Между тем рынок в Кара-Суу наполнен по большей части именно такими товарами: одеждой и обувью из Турции, чистящими средствами с Ближнего Востока, орешками из Ирана.
Самым крупным игроком вне ЕАЭС является Китай. Грузовики, груженные широким ассортиментом товаров — от электроники и автомобильных запчастей до тканей и игрушек — с грохотом едут в Кара-Суу по крутой, недавно проложенной дороге с высокогорного пограничного перехода на китайской границе в 250 километрах от города. Цены на китайские товары теперь вырастут, что вызывает опасения, что ЕАЭС — лишь инструмент продвижения экономических интересов Кремля. «Этот рынок станет российским, — заявил Шавкат Касими, уроженец Афганистана, ныне работающий в Киргизии посредником в сфере импорта. — Они просто открывают для себя рынок и никого другого на него не пустят».
По словам Касими, импортные товары теперь могут застрять на таможенных пунктах на долгие недели, пока кыргызские чиновники будут осваивать соответствующие требованиям ЕАЭС новые таможенные процедуры.
Россия не жалела усилий, чтобы представить вступление Киргизии в ЕАЭС в положительном ключе. Российский правительственный новостной сайт «Спутник», часто печатающий откровенную кремлевскую пропаганду, опубликовал в начале августа статью, в которой привел слова одного кыргызского предпринимателя, утверждавшего, что снятие таможенных барьеров возымеет немедленный положительный эффект. Рустам Маткадыров сказал этому изданию, что как только появится возможность по дешевке ввозить из Казахстана высококачественную муку, он сможет запустить производство на своем мини-заводе по выпуску макаронных изделий. Себестоимость продукции будет гораздо ниже, а снятие таможенных барьеров откроет большой рынок, отметил Маткадыров.
Министр экономики Панкратов заявил, что в госказну польются значительные дополнительные доходы, т.к. Киргизия будет получать 1,9% таможенных сборов, собираемых ЕАЭС. «Это очень хорошая цифра, которая позволит получить в бюджет неплохие деньги. 1,9% установлено пока на 3 года, а после истечения срока эти цифры будут пересматриваться в зависимости от того, какие товары были вывезены из страны», — сказал он.
Чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — органа управления ЕАЭС — более оптимистично смотрят в будущее. Обращаясь к ряду представителей правительства на круглом столе в Бишкеке в середине июля, заместитель руководителя отдела макроэкономической политики ЕЭК Андрей Липин сказал, что подготовка полной оценки влияния на торговлю членства Киргизии в ЕАЭС займет пять лет. По его словам, плохо налаженный процесс сбора данных делает оценку долгосрочного экономического влияния проблематичной. «Отсутствие качественной информации ощущается очень сильно», — сказал он.
Относительно некоторых из более непосредственных последствий вступления республики в ЕАЭС существует определенный консенсус.
С введением единого внешнего тарифа ЕАЭС цены на все, скорее всего, вырастут. Премьер-министр Темир Сариев предсказал в прошлом году, еще находясь в должности министра экономики, что в результате присоединения к ЕАЭС розничные цены могут вырасти в среднем на 10-15%. А автомобили и электроника подорожают еще больше. При условии наличия широкой поддержки в обществе членства в ЕАЭС, правительство могло бы надеяться пережить политические последствия подобного скачка цен, но опросы общественного мнения пока не в пользу властей. Ежегодный опрос по вопросам евразийской интеграции, проведенный Евразийским банком развития в 2014 году, показал, что поддержка вступления в ЕАЭС в Киргизии упала до 50% с 67% годом ранее. «Уровень негативного отношения вырос в два раза, что является тревожным признаком», — говорится в сообщении банка по результатам исследования.
Учитывая предстоящие парламентские выборы, в следующие несколько месяцев политика, вероятно, выйдет в Киргизии на передний план. Подобное голосование в большинстве стран Центральной Азии, где исполнительная ветвь власти, как правило, доминирует над законодательной, было бы пустой формальностью. Но Киргизия считает себя парламентской республикой, и противоборствующие политические силы в стране, несомненно, попытаются заработать политические очки на любом событии, негативно сказывающемся на качестве жизни граждан.
А обыватели пока пожимают плечами. «Они разработали план, который теперь реализуют, — сказал Касими из Кара-Суу. — Время покажет, сработает ли он».