В конце минувшей недели сообщалось, что генерал-майор Касем Сулеймани, командир подразделения «Аль-Кудс» в Корпусе стражей исламской революции, посетил Москву и провел переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Тем, кому не знакомо имя Касема Сулеймани, достаточно вспомнить, что подразделение «Аль-Кудс», которым он руководит, отвечает за все тайные иностранные операции иранского режима, включая теракты, осуществляемые по всему миру. Речь идет, в том числе, и о помощи, оказываемой палестинским террористам из ХАМАС, ливанским боевикам «Хезболлы» и хуситским мятежникам в Йемене. Личная причастность Сулеймани к террору вынудила мировое сообщество применить против него санкции, включая запрет на выезд из Ирана.
Только на прошлой неделе госсекретарь США Джон Керри, давая показания в Конгрессе, сказал, что санкции против Сулеймани сняты не будут, и что он сам постарается противодействовать попыткам Ирана по дестабилизации ближневосточного региона. Но кто вообще обращает внимание на Керри. Он продолжает поддерживать контакты с не имеющим никакого реального влияния министром иностранных дел Ирана Мухаммедом Джавадом Зарифом. А настоящие дела делают Сулеймани и Путин.
Касем Сулеймани летал в Москву не для посещения Большого театра. Он побывал там, чтобы обсудить с Путиным развитие ситуации после выполнения соглашения по ядерной программе. Среди прочего на повестке дня стоит раздел Ближнего Востока на российскую и иранскую сферы влияния и помощь союзникам обеих стран в борьбе против общих врагов — поддержка Башара Асада в борьбе против «Исламского государства». Само собой разумеется, обсудили они и способы вытеснения США с Ближнего Востока. Россия выполнит свою роль по организации международной поддержки иранских интриг и преступлений Асада, а также будет активно продавать оружие Ирану и Сирии, а также, если понадобится, то и «Хезболле».
Россия вовсе не считает Израиль врагом. Но, как гласит русская пословица, «лес рубят — щепки летят», и Израилю уготована роль щепки.
Визит Сулеймани был всего лишь крошечной вершиной гигантского айсберга тайных сделок, постепенно становящихся явными по мере приближения выполнения сделки по ядерной программе Ирана. Европу, как всегда, интересуют только деньги, и европейцы наперегонки бегут в Тегеран подписывать контракты с режимом аятолл. Но политические сделки важны еще больше, чем коммерческие, так как они определяют будущее региона, и за них платят кровью, а не долларами и евро.
На Ближнем Востоке никому неинтересны подробности соглашения. Никто не собирается просчитывать последствия договоренностей и их влияние на то, как сложится ситуация через десять или 15 лет. На Ближнем Востоке все интересуются тем, как воспринимают соглашение здесь и сейчас. И ни у кого нет сомнений в том, что сделка была воспринята как успех и даже победа Ирана и отступление американцев, как поражение Израиля и других соперников Тегерана, включая умеренные арабские государства с Саудовской Аравией во главе.
И если Иран победил, то естественным образом следует примкнуть к нему или как минимум помириться с ним. Если Вашингтон оказался ненадежным партнером, то следует искать другую державу. И действительно, сначала Египет, а за ним и Саудовская Аравия сделали соответствующие выводы и начали все чаще обращаться за помощью именно к Москве, в надежде на то, что Россия окажется более надежным союзником, чем США.
Тем временем в СМИ распространились слухи о том, что Саудовская Аравия пытается прийти к какому-то соглашению с Россией и взаимопониманию с Ираном. В рамках этих договоренностей Эр-Рияд обещает прекратить поддерживать сирийскую оппозицию и тем самым позволить режиму Башара Асада если не победить, то, по меньшей мере, выжить.
Это повод для беспокойства. В последние дни мы могли наблюдать, что в Вашингтоне царит паника. Только вот администрация Барака Обамы не опасается резкого усиления Ирана и России. Американская администрация гораздо больше боится того, что Конгресс не утвердит сделку с Ираном и тем самым окончательно разрушит и без того плохой имидж президента и его команды.