Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Путин — наш бог»

© AP Photo / Darko VojinovicАкция протеста сербской националистической организации «Двери» в Белграде
Акция протеста сербской националистической организации «Двери» в Белграде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Сараево молодежь носит футболки с изображением Владимира Путина. В Белграде на плакатах воспевается «старший брат Россия». Иными словами, на Балканах Россию все еще воспринимают как мировую державу. Объясняется это одной простой причиной: экономические преобразования на Балканах после падения социализма были реализованы только частично. Обещания ЕС не были сдержаны.

В Сараево молодежь носит футболки с изображением Владимира Путина. В Белграде на плакатах воспевается «старший брат Россия». На Балканах Россия воспринимается все еще как мировая держава. Причина проста.

Если спросить 23-летнего молодого человека о Европе, он только издаст неодобрительный возглас, помотает головой и промолчит. Молодой человек из Сараево изучает политологию. У него длинные волосы, на нем штаны с дырами на коленках. Со своей длинной бородой он скорее похож на салафита, чем на берлинского хипстера. На футболке Дарио изображен портрет властного человека — Владимира Владимировича Путина. «Мне нравится Владимир», — говорит Дарио дружелюбным тоном.

«Путин всегда получает то, чего он хочет». Глава Кремля для него — образец для подражания, говорит Дарио, в его взгляд отражается бескомпромиссность. Он — единственная надежда для Балкан. «Путин в определенной степени — наш бог». Хотя Дарио со своим мнением не относится к большинству, но «нас русских», как он сам себя называет, становится все больше.

В Сербии ситуация аналогичная. В стране, претендующей на вступление в ЕС, Россия присутствует везде. В сербской столице, Белграде, Путин заметен не на футболках и толстовках молодежи, а на огромных плакатах, расположенных вдоль дорог. Россия воспевается на этих плакатах как «старший славянский брат», а президент Путин — как «образцовый славянин».

Плакаты оказывают свое действие. Большинство граждан страны поддерживают курс на сближение с Россией. В ходе репрезентативного опроса, проведенного по заказу газеты Politika, свыше 61% высказались за более тесные отношения с Россией. Мария Сейжич кивает — 73-летняя женщина продает на рынке в Белграде овощи.

Сейжич, по ее словам, пережила «ужасные войны, голод и потопы». Единственный, кто сегодня еще может помочь, это «матушка Россия». Она хвалит Россию не только за общее социалистическое прошлое, для этого есть и прагматические причины. Когда в прошлом году на Балканах из берегов вышли реки, помогла Россия — быстро и без бюрократических проволочек.

Погибли десятки людей, сотни жителей, оказавшихся без крыши над головой, сутками напролет ждали помощи. В то время как в Брюсселе обсуждали меры, на месте помогла Россия. Кремль отправил вертолеты, тяжелую технику для расчистки завалов, медицинские наборы и спасателей. Россия ощущает тесную связь с территориями Западных Балкан, населенных славянами и православными.

Госсекретарь США Джон Керри видит в Сербии, Косово и Черногории и Македонии «линию прицеливания» России. Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини призвала Кремль в декабре 2014 года не втягивать Балканы в украинский кризис. Кроме того, Россия не должна проводить на Балканах линию против ЕС. Риторические пики в адрес Кремля обусловлены следующим — Россия выступает в борьбе за сферы влияния и власть на Балканах то сдержанно, то проявляет неприкрытую агрессию.

В ходе украинского кризиса Путин призвал все славянские страны присоединиться к Новороссии (российское воображаемое образование, опирающееся на территориальные притязания в Восточной Европе). В Сербии именно для Путина в качестве знака дружбы, праздничные мероприятия в честь 70-летия освобождения Белграда были перенесены на четыре дня. Так, российский президент смог присутствовать на крупнейшем военном параде с момента смерти Тито в 1980 году, отпраздновав вместе с сербами знаменательный для славян день. Собравшаяся толпа благодарила его, выкрикивая «Путин, Путин!», и пела во весь голос российский национальный гимн.

Сербия не упускает Россию из вида


Влияние России можно объяснить одной простой причиной. «Экономические преобразования на Балканах после падения социализма были реализованы только частично», — говорит эксперт по Балканам из фонда науки и политики Душан Рельжич. Обещания ЕС не были сдержаны. Сейчас из-за застопорившихся переговоров о вступлении страны в ЕС существует опасность значительного экономического спада.

В сложившейся ситуации часть политиков стремится создать «контрпроект ЕС». Вместе с тем, Рельжич считает истерию вокруг России на Балканах неоправданной. Россия имеет только небольшое влияние на политику. «Намного больше активности на Балканах проявляют другие страны, такие как Турция, Китай и исламские государства, такие как Саудовская Аравия и, в особенности, Катар». Кроме того, Россия является важным экономическим фактором для стран-кандидатов на вступление в ЕС в Юго-Восточной Европе только в секторе энергетики. Внешняя торговля с ЕС играет для этих стран намного более важную роль.

Однако сама Сербия находится в фокусе России. В мае 2014 года Сербия и Россия заключили «стратегическое партнерство». Кроме того, обе страны подписали договор сроком на 15 лет об обмене разведданными и о проведении совместных военных учений. 2000 военных специалистов обеих стран работают в Центре чрезвычайных ситуаций. Рельжич говорит об отличительной особенности страны. «Сербия придерживается европейского курса, но не упускает Россию из вида». В менее ярко выраженной степени это относится ко всем странам Балкан.

Коррупция, недостаток верховенства права, организованная преступность, неуклюжий государственный аппарат и разбитая инфраструктура сковывают развитие стран бывшей Югославии. На Балканах изменения происходят очень медленно.


В Сараево Дарио Маракович, молодой студент в футболке с изображением Владимира Путина, все еще ждет автобус. После 45 минут ожидания становится ясно — придется идти пешком. «В России такого бы не случилось», — бурчит он и идет по дороге с выбоинами.