В ответ на вашу статью «Учения увеличивают риск реального столкновения между Россией и НАТО» (Russia and Nato war games increase risk of real clash, report says, 12 августа) я хотела бы напомнить вам, что учения НАТО направлены на укрепление европейской безопасности и стабильности. Все военные меры, принимаемые НАТО, пропорциональны, носят оборонительный характер и полностью соответствуют нашим международным обязательствам.
Доклад «Сети европейских лидеров» (European Leadership Network), который вы цитируете, ошибочно уравнивает учения НАТО и России. На деле, Россия анонсировала в этом году более 4 тысяч учений, что более чем в десять раз превышает количество учений, запланированных НАТО и ее союзниками.
Размах российских учений увеличивает напряженность вместо того, чтобы способствовать деэскалации. Россия намеренно избегает прозрачности и предсказуемости в военной сфере. Она обходит требования Венского документа ОБСЕ уведомлять о военных играх и приглашать на них наблюдателей, постоянно проводя крупные «внезапные учения», для которых предусмотрены «исключение». Эти учения — часть тенденции, проявлениями которой также стали переход России к более агрессивной военной доктрине, опасная российская политическая риторика, активное развертывание Россией воинских частей и незаконная аннексия Крыма.
В ответ НАТО повышает присутствие в восточной части нашего альянса, чтобы укрепить коллективную оборону — в чем и заключается ключевая задача оборонительного альянса.
НАТО не стремится к конфронтации с Россией. Наши учения открыты для наблюдателей, в том числе российских, и мы всегда объявляем о них за несколько месяцев. В отличие от России, НАТО полностью поддерживает соглашения о контроле над вооружениями, укрепляющие доверие и взаимную уверенность. Мы также поддерживаем призывы к большей прозрачности и предсказуемости военных мероприятий. Крупнейшие учения НАТО более чем за десять лет — «Единый трезубец-2015» (Trident Juncture 2015) — пройдут этой осенью в Испании, Италии и Португалии. О них было объявлено за год до начала, и мы приветствуем присутствие на них наблюдателей из всех стран-участниц ОБСЕ.
Кармен Ромеро — заместитель официального представителя НАТО.