Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Влиятельные лица в странах Балтии и Польше с тревогой предупреждали о все более агрессивном поведении России, но другие посткоммунистические страны предпочли занять гораздо более бесстрастную позицию — и не только по отношению к России, но и к своей собственной безопасности. Новые члены НАТО не выделяют достаточно средств на оборону, и эти расходы не всегда осуществляются должным образом или с умом.

Новые члены НАТО не выделяют достаточно средств на оборону, а те расходы, что в итоге идут на оборону, не всегда осуществляются должным образом или с умом.

Только в прошлом месяце российские десантники провели серию боевых учений и стрельб в Пскове, примерно в 20 милях от границы с Эстонией. Эти учения вполне вписываются в стратегию бряцания оружием вдоль северо-восточного фланга Европы: так, издание IHS Jane’s 360 сообщило о том, что в прошлом месяце истребители НАТО перехватили рекордное количество российских боевых самолетов над Балтийским морем, и высокие темпы вторжения в воздушное и морское пространство сопровождались усилением ревизионистской риторики Кремля. Но в то время как влиятельные лица в странах Балтии и Польше с тревогой предупреждали о все более агрессивном поведении России, другие посткоммунистические страны предпочли занять гораздо более бесстрастную позицию — и не только по отношению к России, но и к своей собственной безопасности.

Военные расходы Чешской Республики, Словакии и Венгрии, например, даже близко не стоят к тем, к которым призывает НАТО: тратить 2% ВВП на оборону. Хотя данные показатели и приближались к желаемой цели во время присоединения стран к блоку, с тех пор они находились в состоянии свободного падения и в настоящее время колеблются около 1%. Даже Польша не отвечает установленным стандартам — хотя нынешнее правительство, находящееся у власти вплоть до выборов осенью этого года, планирует постепенно, в течение ближайших лет, увеличить расходы на оборону до 2%.

Абсолютный уровень расходов имеет большое значение. В конце концов, содержание войск действительно обходится дорого и неизбежно подразумевает расходы. То, что многие военные проекты страдают от перерасходов или проблем с производительностью, является причиной, по которой страны должны тратить больше, а не меньше, для того, чтобы поддерживать свою безопасность.

Состав расходов, разумеется, также значим. В Чешской Республике и Словакии расходы на личный состав — в отличие от инвестиций в основной капитал — находятся на подъеме. Словакия в настоящее время тратит почти 70% своего бюджета на военнослужащих. Отчасти это связано с тем, что в Центральной Европе профессионализм военных повышается и тянет за собой вверх заработную плату и пособия. Однако, поскольку расходы смещаются от вооружения к личному составу, военные Центральной Европы рискуют превратиться в коллекцию бюрократов в погонах, а не в эффективные боевые силы.

Когда военные расходы в Центральной Европе направляются на техническое оснащение, это часто делается наобум, без особых размышлений относительно того, как новые закупки впишутся в общую военную инфраструктуру НАТО. Это опасный недосмотр; страны Центральной Европы не достаточно велики, чтобы своими силами обеспечивать значительные вооруженные силы. Они полагаются на соответствие расходов четкой стратегии, чтобы сделать свои армии эффективным дополнением к военным силам крупных государств НАТО.

Польша, как кажется, является исключением из ряда этих проблем. В абсолютном и относительном выражении ее расходы на оборону за последние годы выросли, и в стране также осуществляется масштабная программа по модернизации военной сферы, которая началась в 2013 году и будет продолжаться до 2022 года. Как писал в своей статье для American Enterprise Institute Эндрю Мичта (Andrew Michta), новые закупки включают «корабли, вертолеты, танки и бронетранспортеры, дополнительные самолеты и, самое главное, новые ракетные системы ПВО».

Польша также оказывается единственной в регионе страной, чье стратегическое мышление включало в себя восприятие российского возвращения к активной деятельности как угрозы еще до украинского кризиса. Руководствуясь этим пониманием, Польша инвестировала в традиционные вооруженные силы, способные сдерживать локальные конфликты — главным образом те, что сосредоточены вокруг военизированного российского анклава — Калининграда.

Тот факт, что детали военных закупок в Центральной Европе как правило скрыты от общественности, порождает коррупцию. В 2009 году чешское правительство одобрило покупку 107 бронетранспортеров Pandur для вооруженных сил Чехии, заключив сделку на сумму около 577 миллионов долларов. Закупочная цена одной боевой единицы оказалась более чем в три раза выше, чем в Португалии, где правительство примерно в то же время и у той же компании приобрело другую партию «пандуров» с более усовершенствованными функциями и оборудованием. Также обнаружилось, что производитель «пандуров» австрийская компания Steyr тайно заключила контракт с чешским лоббистом Яном Влчеком (Jan Vlček), чтобы вести опосредованные неофициальные переговоры между компанией и чешскими политиками, которые предположительно получили часть прибыли от продажи для своих политических партий.

В 2014 году Словакия купила два военно-транспортных самолета (C-27J Spartans) за 99 миллионов евро у итальянского производителя Alenia Aeromacchi. Конкурирующие производители EADS-CASA и Lockheed Martin были исключены из тендера, в результате чего в качестве единственного оставшегося поставщика осталась Alenia. Пока все детали контракта остаются засекреченными, расходы на приобретение самолетов без видимой причины значительно превышают цену по номиналу. К тому же, проблемы коррупции не ограничиваются крупномасштабными закупками. Даже стоимость небольших поставок таких товаров, как защитные очки и солнечные панели, как правило, значительно завышена по сравнению с ценами, заявленными онлайн.

Даже Польша оказалась не застрахована от этих проблем. В 2011 году разоблачения нарушений в секторе закупок польского Министерства обороны привели к обвинениям 22 лиц в заключении контрактов на общую сумму в 5,5 миллиона долларов. В один из скандалов оказалось вовлечено элитное польское подразделение GROM, совершившее несколько закупок, включавших среди прочего 58 внедорожников, непригодных для использования в военных целях. Кроме этих были обнаружены и другие нарушения закона в сфере военных услуг.

Даже если оставить коррупцию, возможности обороны региона фрагментированы и демонстрируют низкую степень совместимости. С 2011 года правительства четырех стран Вышеградской группы планируют создание постоянной «Вышеградской боевой группы ЕС», которая в первой половине 2016 года должна ввести в действие около 2500 солдат.

Прибытие боевой группы стало бы важным шагом по созданию сил, которые могли бы изменить ситуацию в стратегических расчетах России и НАТО. Но многое еще предстоит сделать, чтобы заполнить пробелы в военном сотрудничестве между четырьмя странами.

ПВО стран Вышеградской группы могут быть организованы совместно, а не через посредство независимых национальных военно-воздушных сил. В странах Балтии другие члены НАТО проводят патрулирование воздушного пространства на ротационной основе. Чехи, поляки, венгры и словаки, в свою очередь, имеют возможность обеспечить безопасность своего воздушного пространства, но они бы только выиграли от объединения своих ресурсов. Военное образование и боевая подготовка могли бы осуществляться на региональном уровне, как это происходит в Прибалтике, где в 1999 году был открыт совместный Балтийский колледж обороны. Военные закупки в регионе также могли бы быть согласованы и осуществляться совместно.

Попытки более глубокой координации столкнутся с серьезными бюрократическими препятствиями. Так, каждая из четырех стран пользуется различными процедурами для военных закупок, между тем взаимодействие между четырьмя военными системами ограничено. Решение этих проблем лежит в политическом руководстве, понимающем, что стратегические интересы четырех стран Вышеградской группы тесно связаны, несмотря на различия в риторике, раздающейся из их столиц. Лидерство также необходимо, чтобы преодолеть давно парализовавшее регион чувство самоуспокоенности. В таких областях, как кибербезопасность, Центральная Европа остается далеко позади. В Словакии, например, до сих пор нет специализированного бюро для решения вопросов кибербезопасности.

Как бы то ни было, подобного рода политическое руководство зависит от воли граждан, выраженной в выборах. К сожалению, для большинства избирателей в регионе безопасность и уровень обороны оказываются самыми последними в списке приоритетов.