Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существует стереотип, что конфликт на Украине касается чего угодно, но только не религии. С начала конфликта на восточной Украине верующие большинства конфессий столкнулись с преследованиями на религиозной почве на территориях, оккупированных подконтрольными Россией боевиками.

С начала конфликта на восточной Украине верующие большинства конфессий столкнулись с преследованиями на религиозной почве на территориях, оккупированных подконтрольными Россией боевиками.

Существует стереотип, что конфликт на Украине касается чего угодно, но только не религии.

В то же время за последний год появились неоднократные свидетельства о преследованиях на религиозной почве в зоне конфликта. Пока из-за российской границы слышны призывы защитить православную веру от декаденствующей Европы, на оккупированных территориях притесняются права всех конфессий кроме верующих Московского патриархата.

Углубляющийся раздел?

Украинская Православная Церковь Киевского и Московского патриархата (УПЦ КП и УПЦ МП) —  две самые многочисленные конфессии в стране. Среди других христианских конфессий — Автокефальная Православная Церковь, Греко-Католическая Церковь, а также протестанты и католики.

Формально УПЦ Московского патриархата связана с Российской Православной Церковью, которая за последние годы стала верным союзником президента Владимира Путина. Официальные лица от Московского патриархата также известны как убеждённые сторонники экс-президента Украины Виктора Януковича.

Сегодня, пока Киевский патриархат, католики, протестанты и другие конфессии собирают гуманитарную помощь и пожертвования для нужд украинской армии и семей военных, официальная позиция Московского патриархата остается пророссийской. Недавний инцидент в украинском парламенте весьма показателен.

В мае 2015 года, когда президент Петр Порошенко призвал присутствующих в сессионном зале почтить память погибших на войне, поднялся весь зал, кроме троих священников Московского патриархата. Позже, объясняя поведение приглашенных священников, Митрополит Онуфрий сказал, что таким образом они выразили протест против войны. Однако этот инцидент вызвал широкий резонанс в обществе, обнажая существующий конфессиональный конфликт, основанный скорее на политической позиции, чем на незначительной разнице в религиозных догмах.

Пока в России Владимир Путин благодарит Патриарха Кирилла за возрождение вечных ценностей и духа патриотизма, в Крыму, по словам очевидцев и наблюдателей из международных организаций, представители всех конфессий (кроме Российской Православной Церкви) страдают от ущемления прав. Некоторые были вынуждены покинуть полуостров, их собственность была конфискована. Мусульмане и иудеи так же страдают от притеснений.

Восточная Украина

Похожая ситуация наблюдается на оккупированных территориях на востоке Украины. В прошлом году новость об убийстве четырёх известных протестантов на территории контролируемой российскими силами потрясла христианский мир. Также есть много свидетельств о преследованиях (в том числе о пытках и похищениях) от других религиозных меньшинств.

Донецкая народная республика (ДНР) определяет Российскую Православную Церковь как основную религию в своей «конституции». Таким образом, боевики получают «законные» основания для преследований других религий.

В заключении отчета о религиозных преследованиях, подготовленном Центром Гражданских Свобод в апреле 2015 года эксперты приходят к выводу, что на оккупированных территориях верующие всех конфессий, кроме Московского патриархата, подвергаются «обширным и систематическим атакам» со стороны боевиков.

Согласно отчета масштаб этих преследованиях достаточен для того, чтобы квалифицировать их как преступления против человечества.

«Мы ехали на службу через поля, стараясь не попасть на блокпосты»

В июне 2015 года мы обсуждали преследования на религиозной почве с представителями разных конфессий в Краматорске — городе, оккупированном террористическими силами на протяжении нескольких месяцев в 2014 году.

Отвечая на вопрос о ситуации, отец Игорь, священник Киевского патриархата в Краматорске, говорит: «Во время оккупации моего коллегу, отца Александра, шантажировали. Много священников были вынуждены покинуть город».

«Здесь на востоке чиновники признавали только одну конфессию — Российскую Православную Церковь», — объяснил отец Игорь.

Женщина во дворе церкви, где служит отец Игорь, говорит, что раньше она ходила в церковь Московского патриархата, но потом перестала, когда начался вооруженный конфликт. «Я слышала, что священники Московского патриархата отказывались отпевать погибших солдат...»

Отец Василий, священник греко-католической церкви, третьей по величине конфессии в Украине, говорит, что в настоящее время другие конфессии не поддерживают никаких отношений с Московским патриархатом.

Отец Василий работает в семи городах Донецкой области. Он так же один из председателей Церковного Совета Краматорска, который объединяет все конфессии города (кроме Московского патриархата). Совет был создан, чтобы координировать работу по решению социальных и гуманитарных проблем в регионе.

«Для конфликта надо две стороны, — говорит Отец Василий. — Я всегда стараюсь не быть второй стороной». Его сын служит в украинской армии и сам отец Василий часто бывает на фронте в качестве капеллана. «Я никогда не ношу бронежилет. У меня нет оружия. Моя защита — вера».

Отец Василий приехал на восток с западной Украины почти 20 лет назад и теперь работает над примирением общества во времена войны и разрухи. «Я оптимист, — он улыбается, — и я делаю свою работу. Но я не надеюсь увидеть ее результаты при жизни».

Надя Хоменко из Краматорска принадлежит к протестантской общине, самой гонимой конфессии на оккупированных территориях, поскольку евангелисты часто ассоциируются с США и западом. Вместе с мужем, пастором протестантской церкви, Надя работает волонтером: эвакуирует людей с ограниченными возможностями из зоны боевых действий, предоставляет помощь и доставляет медикаменты в сёла около фронта.

«Оккупация была как кино, — говорит Надя. — Чтобы отслужить воскресную службу, мой муж ехал через поля, стараясь объехать блокпосты. Когда мы подъезжали к сепаратистским блокпостам, мы удаляли сообщения на телефонах, разлогинивались в фейсбуке. Они обыскивали нас как террористов».

По словам Нади, сегодня ДНР контролирует 23 протестантских церкви. Они не работают — некоторые используются для военных нужд. «В Славянске они (оккупанты) сделали из церкви “Добрая Весть” склад боеприпасов, — рассказывает Надя. — Теперь, после освобождения, церковь опять открыта».

Что дальше?

Хотя официально Россия признает разделение церкви и государства, Российская Православная Церковь стала политическим игроком, близко связанным с правящей партией и лично с Владимиром Путиным. Дискриминационные законы, которые поддерживает РПЦ, начинают действовать в Крыму и оккупированных территориях на востоке Украины.

В свете последних тенденций в международной политике России, нацеленной на расширение «Русского Мира», Украинская Православная Церковь Московского патриархата, остается инструментом политического влияния.

В то время как прихожане церквей Московского патриархата не обязательно стремятся к объединению с Россией, официальная позиция конфессии остается однозначно пророссийской.

С начала конфликта Московский патриархат постепенно теряет влияние в Украине. К счастью, несмотря на антироссийские настроения в обществе, случаев насилия против «российской церкви» зафиксировано не было.

Принимая во внимание продолжающийся процесс превращения Российской Православной Церкви в инструмент политической пропаганды, Украина и международное сообщество должно держать в фокусе внимания нарушения религиозных прав на оккупированных территорий.