Когда Крис ван Рит (Chris van Riet) водил посетителей по индустриальному парку «Южные ворота», расположенному к югу от Москвы, он рассказывал о своих долгосрочных планах по расширению.
Получив кредит в 200 миллионов долларов от крупнейшего в России банка «Сбербанк», компания г-на ван Рита построила один из современнейших логистических и складских комплексов в России, призванный способствовать модернизации экономики, страдающей от устаревшей инфраструктуры и многолетнего отсутствия финансирования.
Но в тот момент, когда этот комплекс начал свою работу и различные компании начали его постепенно заполнять, Россия испытала на себе мощный удар западных санкций и падения цен на нефть.
Сегодня этот уроженец Техаса, крупный инвестор и управляющий директор компании Radius Group, владеющий индустриальным парком, прикладывает все усилия к тому, чтобы он продолжал работать, несмотря на рецессию в России.
«100% наших расходов на финансирование существующих, сдаваемых в аренду помещений — в американских долларах, — объясняет г-н ван Рит. — Вероятнее всего, нам придется сдавать наши свободные площади за рубли по цене, гораздо ниже той, на которую мы рассчитывали».
На фоне падения курса рубля — за последние 12 месяцев курс российской валюты к доллару снизился на 44% — и ухода иностранного капитала такие застройщики, как компания Radius Group, приняли на себя самый мощный экономический удар.
Во втором квартале 2015 года в Москве и Подмосковье пустыми остались более миллиона квадратных метров производственных и складских площадей — это самый высокий показатель в истории. Кроме того, стоимость аренды помещений упала до всего 4,6 тысячи рублей (71 доллар) за квадратный метр — это примерно треть средней стоимости до начала кризиса.
Рынок практически полностью перешел на расчеты в национальной валюте.
«В ходе предыдущего кризиса, в 2009 году, 99% контрактов были в американских долларах, теперь же более 90% контрактов заключаются в рублях», — говорит Антон Алябьев, директор отдела индустриальных и складских помещений CBRE в Москве.
Многие компании ищут возможность для переезда на более дешевые или более современные складские площади.
«Сейчас рынок очень активен, и большая часть этой активности связана с перемещениями на новые места», — говорит г-н Алябьев.
Арендаторы «Южных ворот», которые платят стоимость аренды в американских долларах, пытаются справиться с рецессией разными способами. Компания John Deere, производитель сельскохозяйственного и строительного оборудования, перенесла свой российский офис из центра Москвы в индустриальный парк «Южные ворота». Кроме того, эта американская компания имеет общих рабочих с французской компанией Decathlon, торгующей спортивными товарами, чей склад находится рядом.
Финской фармацевтической компании Oriola пришлось покинуть занимаемую ей площадь, которая сразу же перешла к российской фармацевтической сети.
Под большим вопросом остается судьба GM. В феврале, спустя всего месяц после открытия склада запчастей площадью в 50 тысяч квадратных метров, этот американский производитель автомобилей объявил о том, что он намеревается уйти с российского рынка.
Автомобильная индустрия стала одной из главных жертв рецессии: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые семь месяцев 2015 года объемы продаж новых автомобилей в России сократились на 35%.
Однако в других сферах некоторые компании используют кризис в качестве возможности для расширения.
Ряд торговых компаний и дистрибьюторов захватывают новые логистические площади вокруг Москвы, поскольку падение доходов заставляет российских потребителей искать товары по более низкой цене.
Во втором квартале 2015 года реальные доходы российских семей снизились на 4,6% — это падение доходов началось в конце 2014 года, став первым за 15 лет правления президента Владимира Путина.
Кроме того, сеть продуктовых магазинов, принадлежащая немецкой компании Tengelmann Group, уже оборудует складские помещения в «Южных воротах» в процессе подготовки к выходу на российский рынок: по словам осведомленных источников, уже в сентябре компания планирует открыть более двух десятков продуктовых магазинов.
Запрет на ввоз продуктов питания, который Москва ввела в ответ на санкции США и Евросоюза год назад, тоже вносит свой вклад в расширение складских и логистических площадей, поскольку супермаркеты стали чаще заключать контракты с местными производителями.
По словам представителей компании CBRE, эта тенденция к расширению уже меняет рынок коммерческой недвижимости к лучшему: как ожидается, доля незанятых помещений, которая во втором квартале достигла 11,7%, к концу года снизится до 9%.
Сможет ли этот проблеск экономического оптимизма перерасти в более значительный подъем, зависит от того, сумеет ли российская экономика справиться с порцией новых ударов, в том числе девальвацией китайской валюты и продолжающимся снижением цен на нефть.
Рейтинговое агентство Moody’s недавно сообщило следующее: «Отмечается растущий риск того, что худший этап рецессии еще впереди, а это приведет к отсрочке экономического восстановления до 2016 года».