Очередная эскалация боевых действий в Донбассе в который раз вызвала разговоры о возможности широкомасштабного наступления на украинские позиции. Активизация обстрелов и столкновений по всей линии фронта дает основания секретарю Совета нацбезопасности и обороны Украины Александру Турчинову говорить об «активных боевых действиях». По его словам, данные о силах сепаратистов и российских войск свидетельствуют «о подготовке врагом наступательно-штурмовых действий».
Подготовка наступления или провокации?
Однако опрошенные DW эксперты не видят оснований для того, чтобы говорить о подготовке широкомасштабного наступления. «С военной точки зрения, эти небольшие нападения и артиллерийские обстрелы являются провокациями, точнее, проверкой, насколько быстро украинские войска могут на них реагировать на разных участках фронта», — поясняет аналитик берлинского бюро Европейского совета международных отношений Густав Грессель (Gustav Gressel).
По его словам, российские войска на границе с Украиной готовы к более масштабным военным операциям. «В Ростовской области, как и ранее, наготове стоят 40 тысяч солдат, чтобы в случае необходимости войти в Донбасс или поддержать наступление сепаратистов, — отмечает Грессель. — Но сейчас нет четкого плана, куда, насколько далеко, при каких обстоятельствах могло бы быть проведено новое наступление».
С ним соглашается и координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. «Мы фиксируем достаточно серьезную активизацию со стороны боевиков. Вместе с тем, противник пытается выполнять лишь задания тактического уровня», — уточняет он.
Украинский аналитик напоминает: события на фронте прошлого и этого года свидетельствуют, что все широкомасштабные наступления проводились лишь при условии, что ударное ядро составляли батальонные и ротные тактические группы кадровых военнослужащих вооруженных сил РФ.
«Это было и во время Иловайска год назад, и во время Дебальцево. При таком наступлении группы вводились, выполняли боевую задачу и сразу выводились на территорию России», — рассказывает Тымчук. Он добавляет, что на данный момент в приграничных с Украиной территориях находится большое количество российских тактических групп, однако «мы не фиксируем массового их введения».
Оперативная обстановка
Согласно сообщениям украинских властей, самый горячий район — окраины Донецка, в частности Авдеевка. В Луганской области — это направление города Счастье и Станицы Луганской. Напряженная ситуация и на направлении Старогнатовка-Новоласпа (на восток от Волновахи), где 10 августа украинские войска, отбив наступление сепаратистов, в ходе контратаки заняли высоты. До этого они находились в так называемой «серой зоне», но по минским договоренностям должны были контролироваться Украиной.
Густав Грессель указывает на то, что Россия не достигла своих целей на Украине: «Правительство в Киеве не изменилось, экономически страна (пока) функционирует, западная поддержка все еще продолжается». По его словам, не только пророссийские фракции более не пользуются поддержкой украинского населения, Москва к тому же теряет поддержку среди жителей территорий, контролируемых сепаратистами. «России очень тяжело реализовать широкое наступление с целью политически победить Украину, так как для этого нет условий», — уверен эксперт.
Москва также не может заморозить конфликт в Донбассе, поскольку ДНР и ЛНР самостоятельно не в состоянии поддерживать свое существование, а в России экономическая ситуация далека от хорошей. Поэтому, утверждает Грессель, Кремлю выгодно отвлечь внимание народа на «большую войну против фашистов», но она в то же время приведет к продлению или ужесточению санкций Запада, а также поднимет в Брюсселе вопрос о поставках Украине оружия и подготовке большего количества солдат.
Цели и риски
Дмитрий Тымчук объяснил в комментарии DW, какие цели преследуют сепаратисты. «На направлении Авдеевка-Опытное-Марьинка они стремятся как можно дальше отодвинуть силы АТО от Донецка, поскольку это — их ключевой населенный пункт. На участке Старогнатовка-Новоласпа идет попытка реванша, не более того. Что касается Широкино, то для боевиков принципиально важно занять не его, а господствующие высоты, с которых можно обстреливать Мариуполь», — уточняет Тымчук. По его информации, на направлении Счастье-Станица Луганская традиционно работают диверсионно-разведывательные группы российского спецназа, сейчас и из местных боевиков, к чему предрасполагает сама местность. Главная цель сепаратистов там — захват Луганской ТЭС.
По мнению Гресселя, Кремль пытается реализовать грузинский сценарий. «С помощью постоянных провокаций и боев Москва пытается вывести Украину из равновесия и побудить к наступлению», — предупреждает эксперт и предостерегает, что это может пошатнуть готовность Запада поддерживать Киев. «Я не вижу сейчас для Украины другого варианта, кроме как держаться и не поддаваться на провокации — как бы больно это ни было», — советует Грессель.
«Последнее усиление боев свидетельствует о неполном прекращении огня, что было предусмотрено вторым минским договором, — отметил в комментарии DW эксперт британского Международного института стратегических исследований Ник Редман. — Оно также является следствием неспособности достигнуть существенного прогресса в политических и экономических аспектах минских договоренностей».