Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Афганистан после муллы Омара: перспективы и угрозы

© AP Photo / Anjum NaveedСторонники «Джамаат уд-Дава» читают заупокойные молитвы в память муллы Омара в мечети в Исламабаде
Сторонники «Джамаат уд-Дава» читают заупокойные молитвы в память муллы Омара в мечети в Исламабаде
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Группировка талибов имеет давнюю историю. Хотя они совершили массу террористических актов, часть афганского населения не считает их террористической организацией. Возможно, именно поэтому в Кабуле прошло сразу несколько церемоний в честь памяти муллы Омара. До сих продолжают появляться аналитические статьи, посвященные его роли в будущем Афганистана.

Прошло уже несколько дней после поступления сообщений о смерти лидера группировки «Талибан» муллы Омара, однако до сих продолжают появляться аналитические статьи, посвященные его роли в будущем Афганистана на фоне значительного влияния талибов в этой стране.

Группировка талибов имеет давнюю историю. Хотя с момента их свержения в 2001 году и вплоть до настоящего времени они совершили массу террористических актов, часть афганского населения не считает их террористической организацией. Возможно, именно поэтому в Кабуле прошло сразу несколько церемоний в честь памяти муллы Омара.

В свое время правительство в Кабуле начало переговоры с «Талибаном» по причине его значимости для Афганистана и той роли, которую играет это движение в политических процессах страны. Однако после смерти лидера талибов переговоры были прекращены. Между тем, эксперты предлагают самые разные прогнозы в отношении нынешнего развития Афганистана. Так, одни считают, что смерть талибского лидера создаст новые перспективы в плане достижения мира в стране, хотя другие убеждены в том, что данное обстоятельство приведет к появлению новых угроз.

Новые перспективы


Основная перспектива, появившаяся в результате кончины муллы Омара, состоит в увеличении шансов на заключение мира. Объясняется это тем, что после смерти талибского лидера руководство движением перешло к человеку по имени мулла Ахтар (Akhtar). В период существования талибского правительства он был одним из министров и, по некоторым сведениям, именно ему недавно мулла Омар поручил проводить мирные переговоры с нынешними афганскими властями.

При талибском правительстве в Афганистане мулла Ахтар возглавлял Министерство воздушного транспорта. Также есть информация относительно того, что скончавшийся лидер талибов предоставил ему неограниченные полномочия для заключения мира с теперешним правительством Афганистана. Еще до этого официальные представители Высшего совета мира Афганистана заявили: «Если лидер движения „Талибан“ мулла Мохаммад Омар действительно поручил проводить мирные переговоры своему заместителю мулле Ахтару Мохаммаду Мансуру (Akhtar Mohammad Mansur), это будет важным шагом на пути реализации данного процесса».

Заместитель председателя этого совета Абдул Хаким Муджахид (Abdul Hakim Mujahid) в интервью афганской радиостанции Azadi ранее сообщал, что мулла Ахтар Мансур является приближенным и доверенным лицом Мохаммада Омара и его участие в мирных переговорах будет весьма эффективным. Муджахид также пояснил: «Если верны сообщения о том, что мулла Мохаммад Омар передал свои полномочия мулле Ахтару Мансуру, я убежден, что в плане мирных переговоров это будет весьма важным решением из всех, принимавшихся ранее. Это значит, что после исламская группировка „Талибан“ выступает за политическое урегулирование афганского кризиса».

В связи с этим Министерство иностранных дел Афганистана заявило, что еще никогда до сих пор страна не была так близка к заключению мира. Американцы тоже, в свою очередь, заговорили о появлении нового шанса на продолжение мирных переговоров в Афганистане.

Угрозы


После того как мулла Ахтар был выбран в качестве талибского лидера, некоторые из руководители этой группировки выступили против его назначения, в связи с чем усилилась вероятность ее раскола. По всей видимости, часть талибских командиров не признает этого преемника муллы Омара и выступает против участия в мирных переговорах с афганским правительством. На совете руководящего совета «Талибан», в ходе которого мулла Ахтар Мохаммад Мансур и был представлен в качестве нового лидера этой группировки, некоторые его видные члены, в том числе старший сын и брат муллы Омара, в качестве своего протеста покинули заседание.

Мулла Хасан Рахмани (Hasan Rahmani), член Верховного совета талибов, собираемого в пакистанском городе Кветта, и
один из приближенных муллы Омара, в своем интервью местным средствам массовой информации заявил, что он лично и большинство участников этого совета не согласны с назначением муллы Ахтара Мохаммада Мансура на должность лидера талибов и что им необходимо назначить сына бывшего главы.

Рахмани также подчеркнул, что мулла Мансур объявил себя лидером на одном из небольших собраний талибов, однако другие члены организации вовсе с этим не согласны. По словам муллы Рахмани, большинство талибских руководителей считают более подходящей кандидатурой для замещения этой должности сына муллы Мохаммада Омара, 23-летнего Мулави Якуба (Mawlawi Yaqub).

Протестное движение внутри руководства талибов свидетельствует о том, что мулле Мансуру будет весьма трудно восстановить единство этой группировки. 55-летний мулла Мансур — выходец из кандагарских пуштунов. Он был министром при талибском правительстве, но после его свержения бежал в Пакистан. Новый руководитель талибов имеет тесные связи с Пакистаном и есть опасения относительно того, что практически он является орудием пакистанской политики в Афганистане.

Афганский политолог Ахмад Саиди (Ahmad Saeedi) утверждает, что Ахтара Мохаммада Мансура продвигала Пакистанская межведомственная разведка (Inter-Services Intelligence, ISI), однако некоторые талибские командиры из южных областей Афганистана поддержали кандидатуру Мохаммада Якуба (Mohammad Yaqub), сына муллы Омара.

Раскол в рядах талибов и возможность разделения этой группировки станут настоящим кошмаром для Афганистана и поставят под угрозу весь процесс мирных переговоров. Эксперты также предупреждают, что в случае разделения талибского руководства существует также вероятность повторения Афганистаном судьбы Сирии, Ливии и Йемена.


ИГИЛ и Афганистан


Возможность раскола «Талибана» и начала внутренних распрей в Афганистане усилилась на фоне того, что страна уже несколько месяцев после образования «Исламского государства» ведет войну с этой террористической группировкой. Принимая во внимание тот факт, что афганская армия представляет собой новое образование, лишенное необходимого оборудования, ответственность за борьбу с игиловцами приняли на себя талибы. На данный момент со смертью лидера талибов и началом противоречий внутри высшего руководства высока вероятность того, что их борьба с ИГИЛ будет ослаблена, а некоторые талибские командиры, желая усилить свои позиции, даже могут присоединиться к игиловцам.

Возможность этого создает весьма туманную перспективу для дальнейшего развития Афганистана, поэтому если талибы как можно быстрее не придут к согласию друг с другом, вполне вероятно, что ситуация в стране станет еще хуже той, которую мы наблюдаем в течение последних двух десятилетий.