Москва — В Таганском районном суде Москвы 17 августа начались слушания по существу по так называемому делу руферов. Обвинение уверено в том, что шпиль сталинской высотки на Котельнической набережной выкрасили в цвета украинского флага из «политической ненависти». Сами обвиняемые с такой постановкой вопроса категорически не согласны и свою причастность к покраске звезды отрицают.
Кто они — руферы?
Первое заседание суда по так называемому делу руферов»вызвало массовый интерес среди журналистов и общественных наблюдателей. До его начала перед входом Таганского районного суда выстроилась длинная очередь из желающих попасть внутрь. Мест зале в итоге хватило не всем.
Почти все фигуранты «высотного дела»- молодые люди до 30 лет. Это петербургский руфер Владимир Подрезов и четверо парашютистов, совершивших утром 20 августа 2014 года прыжок с высотного здания. Всем пятерым предъявлено обвинение по части 2 статьи 214 (вандализм, совершенный группой лиц) и по пункту «б» части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по мотивам политической и идеологической ненависти). Первое из этих обвинений предусматривает до 3 лет колонии, второе — до 7 лет.
Во время слушаний Подрезов находится в специальной клетке, он под арестом. Еще четверо вне клетки, они — «лишь» под домашним арестом: Александр Погребов, Алексей Широкожухов, Евгения Короткова и Анна Лепешкина. Последняя беременна, и это весьма заметно. Разница в статусе обвиняемых заключается в том, что Подрезов, по версии российской прокуратуры, непосредственно помогал украинскому руферу «Мустангу» (Павлу Ушивцу) красить звезду. Остальные же совершили прыжок на парашюте с высотки, по мнению российских властей, — «для привлечения внимания». В апреле российский правозащитный центр «Мемориал» признал всех пятерых обвиняемых по «высотному делу» политзаключенными.
Осквернили «величие Российской Федерации»
Вначале суд предоставил слово стороне обвинения. Представитель прокуратуры, который предпочел не называть свое имя, заявил: «Здание на Котельнической набережной осквернили по мотивам политической ненависти». Он добавил, что обвиняемые осознавали степень напряженности отношений между РФ и Украиной и решили дестабилизировать обстановку в России и оскорбить чувства граждан. Для этого они устроили акцию с покраской звезды на сталинской высотке, а само здание было выбрано потому, что именно оно «олицетворяет величие Российской Федерации».
Политикой заниматься не собирались
Однако сами обвиняемые заявили, что не собирались принимать участие в политической акции. Владимир Подрезов частично признал вину и добавил, что действительно помог «Мустангу» проникнуть в высотку. Однако, по его словам, о намерениях украинского руфера он узнал, уже будучи наверху здания, и в итоге красить звезду отказался. Он уверен, что совершил административное правонарушение, а не уголовное.
Остальные руферы также заявили, что просто пришли 20 августа 2014 года совершить очередной прыжок и не имеют к акции с покраской звезды никакого отношения. Евгения Короткова отметила в суде: «Я не понимаю, как прыжок с парашютом вообще может кого-то оскорбить. И где тогда граждане, которых мы оскорбили?». Обвиняемые добавили, что точно не собирались дестабилизировать обстановку в России. Их версию ранее подтвердил Павел Ушивец, заявив, что всю акцию совершил сам. Сам «Мустанг» заочно арестован, но находится на территории Украины.
Нестыковка в показаниях свидетелей
Следующими выступили трое полицейских, которые задерживали парашютистов. Суд нашел в их показаниях противоречие. 17 августа 2015 года все они заявили, что при задержании видели у молодых людей «альпинистское оборудование и следы краски на одежде». Год назад ничего этого в их отчетах не было. Сами руферы в ответ заявили, что не могли иметь ни оборудования, ни следов краски, так как звезду не красили и на самый верх здания не поднимались.
Также суд заслушал показания еще одного руфера Кирилла Ишутина. Он рассказал, как помогал «Мустангу» покупать оборудование, краску и искать украинский флаг, хотя был «против этой акции». Дело Ишутина вынесено в отдельное производство — он уже осужден почти на два года лишения свободы за хранение наркотиков.
Оказались не в том месте не в то время
После заседания адвокаты снова напомнили журналистам, что с политикой действия их подзащитных никак не связаны. Также они заявили, что прыжок парашютистов вскоре после покраски звезды — «роковая случайность».
«Главная нестыковка обвинения в том, что парашютисты прыгали через целый час после покраски звезды. Они вообще не знали об акции, так как с их стартовой площадки, а она на 50 метров ниже шпиля, не видно самой звезды. Мы намерены предоставить видеозаписи, которые это подтверждают», — заявил защитник Евгении Коротковой Валерий Лавров.
Сторона обвинения с журналистами общаться отказалась.