С 2013 года администрация Абэ ежегодно увеличивает оборонные расходы. Северная Корея форсирует работу над ядерной и ракетной программами, Китай активизировался на море... Японии остается лишь спешно модернизировать войска. Сейчас 80% бюджета занимают расходы на персонал и выплаты по заключенным контрактам на оборудование. Есть вероятность дальнейшего ужесточения бюджетных норм.
«Необходимо усилить патрулирование в Восточно-Китайском море», «нужно как можно быстрее создать противоракетную оборону». В начале августа такие требования выдвинули депутаты от Либерально-демократической партии, связанные с оборонной сферой. Необходимо обработать огромное количество пожеланий, поскольку в конце месяца нужно определиться с проектом бюджета на 2016 год.
10 августа группа депутатов партии Комэйто во главе с председателем подкомитета по дипломатии и безопасности Сигэки Сато (Shigeki Sato) представила министру обороны Гэн Накатани (Gen Nakatani) список ключевых требований, состоящий из 13 пунктов. «Необходимо укрепить всю систему безопасности, чтобы не было разрывов между мирным временем и чрезвычайными ситуациями, а также принять меры для наращивания возможностей сдерживания», — говорилось в сообщении.
Под прицелом расходы на гражданское строительство
Китайская армия строит искусственные острова в Южно-Китайском море, ее корабли и самолеты постоянно выходят в новые территории. Есть опасность, что КНДР преуспела в установке ядерных боеголовок на ракеты. Все это вызывает у правительства и правящей партии резкую тревогу.
С 2002 года оборонные расходы сокращались, однако с повторным приходом к власти администрации Абэ они стали увеличиваться. В 2015 году они достигли своего максимального показателя — 4,98 триллиона йен. В 2016 году планируется принять на вооружение корабли класса «Иджис» и стелс-истребители F-35, в результате чего расходы могут впервые перевалить за пять триллионов йен (примерно 2.65 триллиона рублей — прим. ред.). Под прицелом оказались расходы на гражданское строительство (в 2015 году 5,97 триллиона йен), а также образование и науку (5,36 триллиона йен).
По информации Стокгольмского института исследования проблем мира, в 2014 году военные расходы Японии находились на девятом месте. Исследования, проведенные министерством обороны Японии, показали, что американские расходы больше в 12,5 раз. России — в 2,7 раза. В 2007 году Китай обогнал Японию по этому показателю, а в 2015 году китайские оборонные расходы оказались в три раза больше.
В соответствии с девятой статьей Конституции, Японии разрешено тратить на армию лишь минимальные средства, необходимые для обороны. Из-за этого Япония ограничивала расходы на оборону. В 1976 году ввели систему, при которой оборонные расходы должны составлять не более 1% от ВНП.
И даже после отмены этой системы в 1987 году оборонные расходы также не превышали 0,9% от ВВП. По словам профессора Университета Сидзуока Кадзухиса Огава (Kazuhisa Ogawa), этот масштаб явно не соответствует оборонным потребностям Японии.
Влияние курса йены
Военные расходы состоят из 1) расходов на персонал и продукты, 2) долгов по оборудованию, приобретенному по прошлым контрактам, 3) расчетам по новым контрактам. В 2015 году пункты 1 и 2 составили 80%. На пункт 3 приходится менее 100 миллиардов йен, включая расходы на ремонт, топливо, покупку нового оборудования и оснащение учреждений.
Технологии развиваются, цены на оборудование растут. Министерство обороны увеличивает количество контрактов, по которым выплаты производятся частями в течение нескольких лет. Тем не менее с каждым годом сумма растет, поэтому растут и будущие расходы, что может привести к ужесточению норм.
Падения курса йены также осложнили принятие нового бюджета. В 2015 году на выплаты по иностранным контрактам было потрачено 141,6 миллиарда йен, что в три раза превысило сумму пятилетней давности. Если курс йены по отношению к доллару падает на одну йену, оборонные расходы вырастают на три миллиарда йен. Если увеличиваются объемы закупок за рубежом, то, соответственно, сокращается доля оборудования японского производства. Некоторые опасаются, что это негативно скажется на оборонной промышленности Японии. Один представитель оборонных предприятий заявил, что если подобная тенденция сохранится, малый и средний бизнес могут уйти из оборонной сферы.
Управление оборонного оборудования, которое начнет работать в октябре, будет следить за всем процессом: от стадии разработки оборудования до момента заключения контрактов. Благодаря этому должны сократиться расходы. Управление будет анализировать иностранные рынки, покупая оборудование по недорогим ценам. Вопрос в том, сможет ли оно эффективно выполнять свою работу.
Если вступит в силу оборонный законопроект, силы самообороны будут обязаны оборонять американские корабли в соответствии с правом на коллективную оборону. Для этого необходимо укреплять материальную часть, но это сложно сделать единовременно. Дело в том, что существует среднесрочный проект на поставку оборонного оборудования, который распространяется на период с 2014 по 2018 год. Этот проект ограничивает оборонные расходы на пять лет суммой в 24,67 триллиона йен. Он не учитывает обязанности Японии на случай принятия нового оборонного закона.
На пресс-конференции в мае премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) заявил, что законопроект не приведет к росту оборонных расходов. Тем самым он выразил намерение сохранить среднесрочный проект. В министерстве обороны заявили о том, что законодательство и, собственно, оборону придется разделить. Распространено мнение о том, что поставки оборудования, которое будет соответствовать новым обязанностям Японии, начнутся в 2019 году.
Новый законопроект подразумевает участие в операциях по поддержанию мира. Командование сухопутных сил самообороны говорит о том, что ему понадобятся высокотехнологичные бронежилеты и бронемашины. Некоторые полагают, что для укрепления сотрудничества с США в мирное время необходимо приобрести больше БПЛА Global Hawk, несмотря на то, что среднесрочный проект предполагал покупку только трех подобных беспилотников.