В отличие от устоявшегося мнения, содержание снов связано с происходящими событиями. Экспериментальные психологи, которые изучали этот вопрос — они будили людей и предлагали им рассказать все, что видели во сне, — часто замечали, что содержание снов не столь уж необычно и более связано с действительностью, чем нам кажется.
То, что мы видим во сне, обычно происходит в реальных местах, которые спящий хорошо знает, а люди, находящиеся там, как правило, хорошо знакомы ему по реальной жизни, хотя и могут претерпевать довольно странные изменения. Теоретики сюрреализма часто черпали вдохновение в том, что они описывали как миры своих сновидений, но парадоксальным образом настоящие сны не следуют принципам сюрреализма. Они скорее натуралистичны и образны, иногда похожи на картины импрессионистов, то есть, не выходят за рамки искусства XIX века.
Тем не менее, психологи знают, что не стоит особо верить в то, что говорят объекты их исследований. Наша природная склонность к вынужденной лжи, а также невероятная способность к самообману превращают самоанализ и рассказы людей создают серьезные предпосылки для ошибок исследователей.
Именно этим объясняется важность неврологических исследований. Если есть возможность подсоединить электрод к мозгу исследуемого, то уже можно не придавать значения тому, что он расскажет или недоскажет. Можете мне поверить, электроды фантазируют гораздо меньше, чем испытуемый доброволец, к которому они подключены.
Основываясь именно на этом принципе, в ходе последних исследований ученым удалось получить множество конкретных фактов о мозге, находящемся в состоянии сна: более 2-х тысяч нейронов коры головного мозга, отвечающего за мыслительные функции, нанизанные один на другой, что позволило детально фиксировать все происходящие процессы, и множество электроэнцефалограмм, полученных внутри черепной коробки, позволили создать беспрецедентную картины мозговой деятельности во время фазы быстрого сна.
Иногда данные, полученные с помощью электродов, совпадают с рассказами. Нейронная активность, по сути дела, очень похожа на бодрствование. Именно это и происходит в определенных зонах коры головного мозга, хорошо известных неврологам. В этих зонах происходит обработка визуальной информации высокого уровня, то есть той, которая не содержит в себе второстепенных подробностей и сосредоточена на использовании таких абстрактных понятий, как своеобразие людей и мест, где видимый мир превращается в язык символов, которые могут восприниматься как единое целое, соединяться и применяться как свод правил. Таким образом, видеть кого-либо во сне не так уж сильно отличается от того, чтобы видеть его наяву.
Разумеется, мы по-прежнему не знаем предназначения снов. Будучи людьми просвещенными, мы должны сразу же исключить, что это предостережения или послания богов, но в таком случае, что это? Хорошей гипотезой по-прежнему является предположение о том, что мозг продолжает пытаться разрешить вопросы, не решенные во время бодрствования. Но это всего лишь предположение. Необходимы дальнейшие исследования.