Недавно прогуливаясь по Москве, я обратил внимание на то, что во многих местах ремонтируют дороги, идет активная реконструкция зданий. Не всегда понятно, по какой причине необходимо проводить реконструкцию именно сейчас. Более того, в подземных переходах не всегда заметно, что именно изменилось после ремонта. По всей видимости, правительство хочет немного улучшить экономическую ситуацию за счет гражданского строительства.
В конце июля министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что в первой половине 2015 года отрицательный рост российского ВВП составил 3,4%. За весь год — минус 2,6 — 2,8%. 10 августа Счетная палата РФ опубликовала информацию, в соответствии с которой ситуация ухудшилась по сравнению со вторым кварталом 2014 года, когда отрицательный рост составил 4,6%, и первым кварталом — с его минус 2,2%.
Очевидно, что российская экономика находится в кризисе. Тем не менее по сравнению с прогнозами, сделанными в начале года, ситуация несколько стабилизовалась. Конечно же, необходимо проанализировать причины низкого уровня, отмеченного в прошлом году.
Министр, побывавший и либералом, и консерватором
Алексей Улюкаев стал министром экономического развития в 2013 году. С 2004 года он был первым заместителем председателя Центрального банка Российской Федерации.
Министерство экономического развития представляет либеральное крыло России (оно выступает за кредитно-денежную либерализацию). Центробанк России — это консервативное крыло (он против кредитно-денежной либерализации). Поскольку Улюкаев имеет опыт работы на обеих должностях, я доверяю его словам.
Местные экономисты также считают, что ситуация в российской экономике не настолько плачевна, как считали в конце прошлого года.
Естественно, пока для восстановления экономики России перспектив нет. Потребительский рынок, который был двигателем экономического роста, сократился по сравнению с прошлым годом на 10%. Инвестиции упали более чем на 5%.
Как и во время кризисов 1998 и 2008 годов, в результате обвала курса рубля стало развиваться импортозамещение. Некоторые секторы экономики начали восстанавливаться, например пищевая и легкая промышленность. Тем не менее в целом сохраняется отрицательный рост в 5%.
При этом на рынке труда все стабильно (в июне безработица составила 5,4%). Финансовая система России также находится в спокойном состоянии. Более того, Центробанк РФ полагает, что ему выпал редкий шанс проредить российские проблемные банки.
С точки зрения западных стран подобная ситуация означает, что антироссийские санкции не работают, и им трудно с этим смириться. При этом складывается впечатление, что российские власти уверены в том, что могут одержать победу в затяжной санкционной войне. Подобная убежденность проявилась в словах президента Путина, который в ходе Международного экономического форума в середине июня в Санкт-Петербурге заявил, что Россия уже преодолела наиболее тяжелый период.
Кроме того, в этом году российский Центробанк четыре раза понижал процентную ставку, которая была поднята до 17% в ответ на обвал рубля в декабре прошлого года. Понижение процентной ставки до 11% также говорит о том, что Центральный банк постепенно выходит из режима чрезвычайной ситуации.
Стабилизация экономической ситуации в России объясняется состоянием международного платежного баланса и налогово-бюджетными соотношениями.
Резкое сокращение импорта и падение курса рубля
Безусловно, Россия является ресурсной страной. Обвал цен на нефть наносит мощный удар по российской экономике. Тем не менее сложно представить, что международный платежный баланс РФ может в одночасье уйти в минус.
Дело в том, что вероятность резкого снижения объемов российского экспорта природных ресурсов в краткосрочной перспективе крайне мала. При этом обвал цен на нефть приводит к падению курса рубля, что, в свою очередь, выливается в быстрое сокращение импорта.
Кстати, многие часто говорят об оттоке капитала из России, однако большая часть этих средств поступает от российских предприятий в виде расчетов по зарубежным долгам.
Россия выплачивает долги, поскольку западные финансовые структуры отказываются переносить сроки выплаты или же выставляют невыгодные условия. В результате внешний долг России сокращается. Когда речь заходит о денежном оттоке, все сразу представляют себе бегство западного капитала из России, однако до сих пор я ни разу не слышал о том, чтобы Россию покинуло хотя бы одно крупное иностранное предприятие.
Что касается налогово-бюджетных соотношений, то поскольку доходы России зависят от налоговых поступлений от экспорта нефти, расчеты по которому осуществляются в долларах, падение курса рубля приводит к росту доходности. Поскольку российские власти не сильно зависят от выпуска государственных облигаций и иностранных инвестиций, увеличение расходов в результате повышения процентных ставок не приводит к серьезным затруднениям.
Я также настроен позитивно: если правительство будет должным образом контролировать инфляцию, в ближайшие два-три года российская экономика не должна оказаться в действительно безвыходной ситуации. Тем не менее средне- и долгосрочные перспективы текущей экономической системы на ближайшие пять-десять лет довольно мрачные.
В 2000 году, когда к власти пришел Владимир Путин, высокие цены на природные ресурсы поддерживали бурный рост потребительского рынка. Также они обеспечили сильные позиции национальной валюты. Но поскольку нельзя надеяться на то, что цены на нефть вновь превысят 100 долларов за баррель, прежняя модель роста вряд ли сможет выстоять.
Также текущий кризис выявил слабость системы распределения доходов, которая зависела от высоких цен на нефть.
Сокращение малого и среднего бизнеса
После экономического кризиса 2008 года национализация центральных предприятий и разрастание государственного аппарата принесли сотрудникам и компаниям, которые оказались под крылом правительства, целый ряд дивидендов. Например, доход сотрудников государственных финансовых и энергетических компаний был сравним с доходами в американских предприятиях.
Однако в последнее время в России сокращается число предприятий малого и среднего бизнеса. Доля таких компаний составляет всего 20%. Например, после ремонта подземных переходов, о котором я писал выше, из них исчезли многочисленные киоски, которыми владели индивидуальные предприниматели, однако неизвестно, заменят ли их крупные торговые сети или нет.
Также из-за сокращения доходов в результате падения цен на энергоресурсы в ближайшее время будет сложно поддерживать разросшиеся различные государственные компании и организации.
Можно сказать, что, несмотря на то, что крайне необходимо взращивать малый и средний бизнес, который может начать приносить прибыль благодаря свободной конкуренции, власти, наоборот, озаботились разрушением этого сектора экономики.
Для российской экономики наступил третий кризис. Вряд ли его можно назвать третьим откровением, однако если именно сейчас не создать экономическую модель, которая будет основана на низком курсе рубля, в долгосрочной перспективе на экономический рост рассчитывать не стоит.
Во-первых, необходимо поддерживать предприятия, которые обеспечат импортозамещение. Российское эмбарго на импорт сельскохозяйственной продукции из западных стран действительно привело к развитию национального сельского хозяйства и пищевой промышленности.
До введения экономических санкций рациональнее было импортировать дешевые и вкусные продукты из-за рубежа, а не производить в России дорогостоящую продукцию низкого качества, однако в настоящее время расходы на внутреннее производство снизились. Появились компании, которые пытаются производить товары западного качества.
Сейчас в российских супермаркетах можно часто встретить моцареллу или копченый лосось российского производства, множество российских вин. С учетом цен качество подобной продукции вполне удовлетворительное. Остальное зависит от конкуренции, правильной рекламы и снижения расходов.
Для этого необходимо стимулировать внутренние инвестиции. Ранее российские инвесторы не занимались проектами, которые приносили менее 30% в год. Теперь они должны осознать, что при экономической модели, основанной на низком курсе рубля, нельзя ожидать настолько высоких дивидендов.
Ранее инвесторы надеялись вернуть свои вложения через два-три года, однако в нынешних условиях они должны быть готовы к тому, что инвестиции могут вернуться только через пять-десять лет, а в случае инфраструктурных инвестиций — через 20-30 лет.
Готовы ли к этому сами россияне? Будем следить за развитием ситуации в сфере инвестиций.