Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как не нужно сажать истребители

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкСамолет Су-35 во время показательных выступлений на всероссийском этапе международного конкурса "Авиадартс-2015" в Воронеже.
Самолет Су-35 во время показательных выступлений на всероссийском этапе международного конкурса Авиадартс-2015 в Воронеже.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Видео с современным российским истребителем Су-35, который в прошлом году едва не разбился при посадке, некоторое время назад со скоростью вируса распространилось по интернету. Как выяснил корреспондент BBC Future, из-за нескольких элементарных ошибок могла произойти настоящая катастрофа. Британский летчик-инструктор предлагает свое объяснение произошедшего.

Посадка высокоскоростного одноместного истребителя требует от летчика незаурядного мастерства. Истребитель класса F-18 касается земли на скорости 300 км/час, что оставляет пилоту совсем немного времени на реагирование, если что-то пошло не так.

Совершенно очевидно, что в нашем случае определенно многое пошло не так, как следовало бы.

На видео, которое было снято в 2014 году и пошло гулять по всемирной сети через авиационный форум информационной социальной сети Reddit, запечатлен многоцелевой истребитель Су-35 ВВС России, совершающий посадку во время авиашоу в Комсомольске-на-Амуре, на российском Дальнем Востоке.

Заходя на посадку, Су-35 делает резкий рывок вправо в опасной близости от взлетно-посадочной полосы. Обычный при посадке прирост подъемной силы заставил самолет «дать козла», т.е. подпрыгнуть, и существенно потерять скорость.

Во время крена левое крыло опускается, в какой-то момент законцовка крыла буквально чиркает по поверхности земли, а затем летчик — или компьютер, управлявший самолетом, — все же спасает положение.

Су-35 — один из самых продвинутых самолетов ВВС России, это тяжелый сверхзвуковой истребитель, длина которого составляет почти 22 м, а взлетная масса — 35 тонн. Два двухконтурных реактивных двигателя производства НПО «Сатурн» создают тягу в 8800 кг/силы каждый (при форсаже — 15000 кг/силы).

Словом, это очень большой, но в то же время и очень маневренный самолет.

Машина стала гвоздем программы на многих авиашоу благодаря способности ее двигателей менять направление силы тяги под разными углами. В авиации это называется управляемым вектором тяги и позволяет самолету выполнять в воздухе почти невероятные пилотажные фигуры.

Однако когда дело доходит до посадки, революционная аэродинамика предъявляет к управлению истребителем крайне строгие требования.

Пилот, сажающий самолет на скорости 300 км/час, должен обладать молниеносными реакциями для предотвращения катастрофы: ему следует либо скорректировать потенциально опасный маневр, либо вовремя покинуть обреченную машину.

«Повезло, что самолет „скозлил“ именно так»



Корреспондент BBC Future поговорил с бывшим пилотом истребителя британских Королевских ВВС, а ныне летчиком-инструктором Грэмом Флэком (Graham Flack), который посмотрел видеозапись посадки Су-35.

«Я не думаю, что ситуация была спасена благодаря быстрой реакции человека. Ему повезло, что самолет „скозлил“ именно таким образом, а бортовой компьютер машины, надо полагать, работал сверхурочно, чтобы исправить положение, — сказал Флэк. — Это не очень хорошая идея — „давать козла“ при посадке».

По словам Флэка, проблема возникла из-за того, что самолет оказался слишком близко к полосе, когда начал заходить на посадку. «В идеале нужно поравняться с полосой на высоте в 100 м от земли, а в данном случае пилот оказался значительно ниже. Поздний сброс тяги, когда самолет постепенно теряет скорость непосредственно над полосой, оставил пилоту очень мало времени на осознание того, что скорость снижения по-прежнему слишком высока».

Когда самолет коснулся земли, торможение оказалось столь резким, что у него не хватило скорости и подъемной силы, чтобы помешать крылу машины совершить опасный крен.

Когда это произошло, пилот и компьютерная система управления мало что могли сделать.

Возможно, избежать катастрофы помог концевой узел внешней подвески на крыле, который принял удар на себя. Этот узел, предназначенный для крепления ракет или средств радиоэлектронной борьбы, отличается очень высокой прочностью.

«Прочность этого узла, видимо, предотвратила серьезное повреждение крыла и, скорее всего, позволила избежать крушения. Это, в свою очередь, позволило в достаточной мере выровнять самолет и завершить посадку».

На другом видео того же происшествия видно, что «Сухой» сумел завершить маневр посадки без происшествий.

Нам остается только гадать, какой разбор полетов устроили потом незадачливому пилоту (или везунчику?) его командиры и начальники.

Примечание переводчика: Инцидент, произошедший в августе 2014 года на авиашоу в Комсомольске-на-Амуре, широко обсуждался также на российских форумах, где высказывались предположения о том, кто именно управлял машиной, совершившей опасный маневр.