Сегодняшняя ситуация в стране во многом результат завышенных ожиданий Украины: постоянного роста уровня жизни, желания и воли Европы видеть Украину в составе ЕС, готовности Запада гарантировать и защитить украинские границы
Население Украины за прошлое десятилетие сформировало необоснованно высокие ожидания, появившиеся на фоне постоянного роста уровня жизни и реальных доходов из года в год. Без увязки с макроэкономической ситуацией в стране и объективными реалиями глобальных рынков и экономического цикла. При этом темпы роста производительности труда существенно отставали от темпов роста реальных доходов большинства населения.
До определенного времени доходы населения росли высокими темпами за счет значительной доли серых зарплат, высоких мировых цен на экспортируемое сырье, роста объемов потребительских кредитов, доступных в т. ч. в валюте, неограниченного доступа компаний к заемным ресурсам. Ради справедливости следует заметить, что такие же экономические проблемы существуют в большинстве стран Восточной и Центральной Европы, и даже в странах ЕС (Греция).
Но ситуация на Украине отягощается рядом специфических факторов. Так, в нашей стране до сегодняшнего дня наблюдается значительная доля государственного сектора в экономике, монополия в некоторых отраслях, огромное число государственных регуляторов и контролеров с неограниченной властью над бизнесом. Сегодняшняя роль государства убивает конкуренцию и тормозит развитие рынков и здоровых рыночных отношений, распоряжаясь ресурсами или доступом к ним, усиливая фискальное давление для пополнения бюджета, формируя цены, тарифы и дотации на них, выстраивая систему коррупции и взяточничества, обеспечивая содержание огромного числа чиновников.
2014-й был, прежде всего, годом экономического и платежного кризиса, уходящего корнями в глобальный финансовый кризис 2008 года, и развивающегося на фоне экономического застоя, актуального для большинства рынков и стран Восточной Европы. В результате развязывания некими силами общественно-политического проекта, произошел глубокий политический кризис, закончившийся сменой власти. Вновь избранным и действующим на сегодняшний день правительством был выбран одновекторный путь развития — в сторону ЕС. Результаты этого выбора и последствия его воплощения уже налицо. Очевидные негативные последствия накапливаются, а перспектива и возможности перелома этого тренда пока не очевидны в ближайшем времени. На сегодня, несмотря на европейский выбор, страна перестала быть хоть как-то интересной для международных инвесторов и рынков капитала в силу известных причин.
На примере целого ряда стран Восточной и Центральной Европы нагляден стандартный жесткий путь интеграции в сообщество развитых западных рынков ЕС, независимо от размеров страны, уровня ее развития и истории, интересов местного бизнеса.
Для сближения с ЕС необходимо пройти через период реформации почти всех сфер экономики. Так и в случае Украины только быстрая и результативная трансформация покажет потенциал страны, и докажет западным инвесторам привлекательность украинского рынка, и самое главное даст им уверенность в сохранности будущих инвестиций. Для этого необходимо добиться:
· Минимизации доли государственного сектора и вмешательства государства в рыночные отношения;
· Сокращения бюджетного дефицита и сокращения бюджетных расходов, но не за счет прекращения выплат по внешним займам и долгам;
· Упрощения правил ведения, контроля и налогообложения бизнеса;
· Развития рынка капиталов и инвестиций при модернизации роли отраслевых регуляторов (НБУ, НКЦБФР);
· Обеспечения неприкосновенности частной собственности, в т. ч. за счет гарантии объективности, эффективности и независимости судебной и исполнительной систем;
· Видимое сокращение коррупционной составляющей “бизнеса по-украински”.
·
Но даже в случае успеха трансформации, Украина не станет полноправным членом ЕС в ближайшие 10-15 лет, хотя и обретет экономическую мощь и потенциал. В первую очередь из-за сегодняшнего вооруженного конфликта на востоке страны, нескольких массовых майданов за последние 15 лет и нынешней реальной угрозы дефолта.
Три базовых сценария
Для Украины существует три основных сценария:
1. Скорейшие и продуктивные реформы
2. Спорадические изменения под давлением, без общей согласованной стратегии
3. Дальнейшее развитие и обострение вооруженного противостояния.
Первый сценарий. При условии политической воли, дееспособного и не ангажированного правительства, реалистичного и согласованного плана реформ с временными границами, страна получит возможность реальной трансформации. В результате скорейших, хотя и болезненных реформ в банковском и энергетическом секторах, судебной и исполнительной системах, налогообложении, проведении массовой приватизации госпредприятий, распродажи увязшего в долгах бизнеса и имущества, резкого сокращения бюджетных расходов и выплат, Украина предстанет новым привлекательным рынком для зарубежных инвестиций.
В стране появятся условия для прихода западных и международных компаний, в т. ч. за счет покупки украинских активов западными фондами по низким ценам (как это уже делалось фондами Н. Яресько и А. Абрамовичуса 10-15 лет назад, что позволило им впоследствии называться инвестиционными банкирами), построения новых бизнесов и локализации производства зарубежными компаниями. При этом, нужно понимать, что местные банки и компании не в состоянии соревноваться с международными конкурентами.
На сегодняшний день и в среднесрочной перспективе украинский рынок в переизбытке предлагает все виды трудовых ресурсов, которые при западной культуре бизнеса и организации труда покажут рост производительности труда и прибыльность бизнеса в соответствии с ожиданиями зарубежных инвесторов.
Украина превратится в следующий потребительский рынок для международных и западноевропейских компаний, т. к. в рыночных условиях именно они имеют конкурентные преимущества перед местными украинскими игроками, и займут доминирующую рыночную позицию. В таком случае международный бизнес будет вытеснять не только крупный, но и средний украинский бизнес во многих секторах и отраслях.
Однако, при этом поступательно будут расти доходы образованного и квалифицированного трудоспособного населения, но не до уровня богатых европейских стран по вполне объективным экономическим причинам. Параллельно произойдет расслоение населения и рост малоимущего класса за счет урезания бюджетных выплат, введения платных услуг, снижения уровня доходности недвижимости, денежных вкладов, сокращения объемов серого бизнеса. Будет запущена новая экономическая модель развития Украины за счет западных инвестиций и сравнительно дешевого оборотного капитала, привлеченного западными компаниями, дешевой квалифицированной рабочей силы и огромного внутреннего потребительского спроса, благоприятных природных условий. Все эти факторы, безусловно, обеспечат дальнейший рост привлекательности Украины для глобального рынка капиталов. Вместе с притоком инвестиций и роста ВВП происходит поступательное улучшение жизни образованного среднего и молодого поколений, и формирование среднего класса по европейскому образцу.
Доходы старшего поколения и менее образованной и квалифицированной части населения не будут расти, т. к. их стоимость и соответствующий спрос на рынке труда будут несущественными, а рыночные цены и минимизация государственных дотаций кардинально урежет их доходы.
В случае успешной трансформации и развития вышеописанного сценария угроза социального взрыва сохранится, но если реформы и изменения будут происходить динамично, в правильной очередности и радикально, то инициатива и претензии населения не смогут сконцентрироваться и развиться в массовые волнения.
Социальное напряжение будет сохраняться за счет сокращения числа бюджетников и бюджетных выплат, приватизации, распродажи, банкротства и закрытия нерентабельных предприятий, роста безработицы в городах Украины.
Подъем конкурентоспособности украинских товаров, новые инвестиции и западные технологии, новые западные стандарты бизнеса, рост внутреннего потребительского спроса могут стать основными движущими силами подъема на фоне сегодняшнего глубокого спада в реальном секторе экономики.
Увеличение инвестиций может происходить как за счет частных и институционных инвестиций (ЕБРР, ЕИБ), так и за счет украинских олигархических групп. Необходимо мобилизовать и те фонды, которые находятся на руках у населения вне банковской системы (по разным оценкам от 30 до 100 миллиардов долларов), в т. ч. «припаркованных» за рубежом. Это будет возможно, если государство сможет гарантировать защиту бизнеса и частной собственности от рейдерства, разворовывания и коррупции. И проблема не только в сегодняшних масштабах теневой экономики, социальной «легитимности взяточничества», коррумпированности нынешней власти, но и полного отсутствия у большинства украинских бизнесменов знаний, экспертной оценки, понимания и опыта построения прибыльного бизнеса в рыночных условиях.
Второй сценарий. Сегодня Украина уверенно двигается по этому сценарию. Мы наблюдаем разброд и шатание с назначениями, коррупционными скандалами и обвинениями чиновников, дублирование плана реформ-стратегий разными министерствами, премьером и президентом (их несколько, мало понятных, несвязанных с реалиями и имеющимися ресурсами, непонятно кем разработанными), волной популизма и обвинениями всех и вся в сегодняшних проблемах, очевидным всем непрофессионализмом высших чиновников, желанием правительства удовлетворить не всегда рациональные и своевременные требования МВФ, не разжигая при этом недовольство населения, неудачные попытки реформ отдельными министерствами, заканчивающиеся очередным скандалом.
Единственный рычаг западной демократии, достаточно действенный для украинского правительства — это выделяемые МВФ транши и гарантии под поставку товаров, обслуживание и погашение существующих суверенных обязательств, банковского фондирования.
На сегодня основными движущими силами развития ситуации на Украине являются:
· Противостояние президента–олигарха с премьером, а также правительства с существующими олигархическими группами;
· Продолжение жесткой борьбы олигархических групп за передел рынков и сфер влияния и одновременно за выживание;
· Вооруженное противостояние и махновщина, являющиеся частью украинских традиций и истории, стали ежедневной реальностью и возможностью решения социальных и материальных проблем для определенной части населения, в т. ч. и для некоторых олигархов;
· Новая волна популизма на всех уровнях власти, маскирующая их беспомощность и бездействие, а также в преддверии местных выборов;
· Существующий настрой сегодняшних чиновников: как делать, чтобы ничего не делать, и отсрочить кардинальную перестройку системы;
· Неоправданная смена команд и кадров во всех критически важных сферах регулирования, приведшая к усилению коррупции;
· Потеря российского рынка и незатихающий военный конфликт, приведшие к падению показателей во секторах и отраслях (при этом новые рынки ЕС нам пока не грозят);
· Глубокий спад валового продукта, гиперинфляция и девальвация гривны, без признаков возврата к позитивному тренду;
· Поступательное, но уверенное обнищание большой части населения и разорение бизнеса;
· Отсутствие доступа (в т. ч. ближайшие несколько лет) к «зеленым пастбищам ЕС»: как для заработков и учебы, так и для сбыта украинской продукции.
Сдвиги, обеспечивающие улучшение ситуации к лучшему, так и не произошли за прошлый год. Напряжение в обществе и экономические проблемы нарастают. В ближайшие 2-3 года при любом сценарии будет происходить дальнейшее ухудшение ситуации и обострение социального напряжения. Но при низкой эффективности сегодняшней власти нового социального взрыва, на фоне неоправданно высоких ожиданий населения, уже не избежать.
Продолжающееся противостояние между уже существующими олигархическими группировками и официальной властью и связанного с ней бизнеса, происходящий раздел и передел существующих рынков и доступа к ресурсам, обеспечит новый яростный виток политического популизма и патетики для получения депутатских мандатов и внедрения лояльных администраторов на местах в регионах.
При этом трудно предсказать требования, последствия массовых возмущений и выступлений в сегодняшних неблагоприятных экономических условиях.
Проявившиеся признаки волнения по поводу ситуации в стране среди украинских олигархов пока что так и не обеспечили консолидацию движущих политических сил для выработки прагматичного плана выхода из кризиса в интересах всех групп общества. Прошедшие 1,5 года бездеятельности и отстраненности от политической жизни некоторых из них объясняется рисками потери активов, в т. ч. за счет возникновения таких явлений как «махновщина», военное противостояние на востоке страны, непредсказуемость решений президента и «агрессивность» премьера, стремление к обогащению новой команды «власти имущи».
Ожидания населения и бизнеса ежедневно разбиваются об рост тарифов и цен, девальвацию гривны за счет подогревания инфляции, увеличения гривневой денежной массы, дальнейшего оттока капитала, отсутствия заемного финансирования, закрытия банков, сомнительных действий регуляторов (НБУ, НКЦБФР) и противоречивых заявлений министра финансов.
В результате происходит неуклонный спад уровня жизни, падение стоимости всех активов, рост цен как на импортные, так и экспортные товары, что подтягивает вверх все остальные цены и питает гиперинфляцию. Ценовой скачок, сокращение производства, снижение зарплат и выплат, рост безработицы приведут к значительному падению реальных доходов населения и бизнеса, усилению коррупции и взяточничества. Уже происходит значительное сокращение среднего класса, сжатие потребительского спроса и покупательной способности населения. Все эти процессы ускорятся после «проедания» и обесценения (за счет девальвации) накопленных денежных средств населения.
При этих кризисных явлениях правительство и политики будут пытаться отвлекать активное население от реальных проблем популистскими заявлениями, пытаясь максимально снять с себя ответственность за происходящее.
В итоге через несколько лет страна достигнет какого-то дна, где произойдет стабилизация рынков, цен, стоимости активов, трудовых и других местных ресурсов на минимальной отметке, что сделает более-менее приемлемым уровень риска для новых инвестиций и бизнеса на Украине.
При каждом из этих двух сценариев следующие пять лет будут периодом обнищания населения, спада в реальной экономике и сокращения ВВП, перерождения банковского и финансового рынков, существенного изменения роли государства (реформатора и двигателя реформ, в лучшем случае, либо паразита и тормоза для обнищавшей страны).
На сегодняшний день страна твердо и уверенно идет по второму пути: политическая и материальная ангажированность власти и чиновников, отсутствие реалистичного плана реформ, недостаток технократов и экспертов у руля, рост градуса популизма с националистическими и милитаристскими лозунгами.
Необходимыми условиями возврата к позитивной динамике развития Украины является:
1. Приток внешних инвестиций и технологий (в качестве машин, оборудования, экспертов);
2. Замораживание военного конфликта на востоке страны с согласованным планом его разрешения;
3. Власть должна быть отделена от интересов олигархических групп;
4. Планирование и внедрение критично необходимых изменений системы, что сделает необратимыми дальнейшие реформы;
5. Снижение градуса популизма в обществе, и прямая ответственность за решения и обещания, начиная с президента и премьер-министра, продолжающих традиции профессора Ю. Тимошенко. Популизм становится мощным средством наращивания/сохранения политической власти, и раскручивания существующих или новых политических проектов олигархических групп.
При этом необходимо избежать дефолт. Мало профессиональные и странные заявления министров финансов Н. Яресько и министра экономического развития и торговли А. Абрамовичуса будут иметь долгосрочные негативные последствия для страны.
Рынки капиталов не забывают таких фактов — и дефолт будет вписан в современную историю Украины. Такая кредитная история и риск повторения дефолта обеспечат высокий ценовой и психологический барьеры для новых инвестиций и развития бизнеса. Сам факт заявленных ожиданий по списанию 40% суверенного долга с одновременным призывом к приходу новых инвесторов, можно назвать по меньшей мере противоречивым подходом наших министров.
Третий и самый страшный сценарий — это расширение военного конфликта и начало реального глобального противостояния, непосредственно затрагивающего или происходящего на территории Украины. В таком случае все экономические прогнозы и планирование становятся неактуальными. Сегодняшний конфликт на востоке Украины перерастет в открытое противостояние России не только с Украиной, но и с большей частью мирового сообщества, затянется на годы и дестабилизирует внутреннюю ситуацию как на Украине, так и в самой России, экономические последствия которого невозможно спрогнозировать.