Карибский кризис начался в преддверии очередных президентских выборов в США. В октябре 1962 года стало известно, что у СССР есть ракетные установки на острове. Не будем вдаваться в детали — в конце концов Москва пошла на компромисс и в письме, направленном президенту США Кеннеди, сообщила, что выведет советские ракеты с Кубы при условии, что США уберут похожие ракеты из Турции.
Советский Союз обещал уважать права Турции, не вторгаться, не вмешиваться в ее внутренние дела и требовал от США таких же гарантий в отношении Кубы взамен на вывод ракет с острова. После напряженных и тайных контактов американцы заявили, что «они и так были старые», и вывели ракеты Jupiter, размещенные в Турции в 1961 году.
Последовательные и разумные основания
Разве можно не заметить сходства между Кубинским ракетным кризисом и решением Германии и США вывести дислоцированные в Турции комплексы Patriot? Тем не менее сходство остается незамеченным!
Странно не интересоваться тем, почему демонтируют Patriot, и есть ли на то такие же «последовательные» и «разумные» основания, как в случае с ракетами Jupiter
Уважительная причина Берлина — «проблемы с ротацией военнослужащих, нехватка персонала»; США — «модернизация программного обеспечения ракетных систем».
Неудивительно, что такого рода объяснения никого не убеждают. Сомнения только крепнут...
Побагровели от гнева!
В понедельник интернет-сайт газеты Hürriyet предложил читателям сообщение под заголовком «Шокирующее предположение New York Times: турецкие официальные лица залились краской, когда узнали». Журналисты отметили, что Америка давно приняла решение о выводе ракет и, чтобы сообщить о нем, ждала, когда США и Турция договорятся об Инджирлике. Когда же представителям турецкой стороны сообщили последние новости, они «побагровели от гнева». В качестве источника указывалось на четырех «американских официальных лиц». В сущности, это второй за последнее время случай, когда говорит не одно, а сразу несколько должностных лиц США. Недавно «американские официальные лица» — опять же без указания имен и фамилий — пообщались с турецкими журналистами в США в режиме телеконференции. Значит, это уже тенденция, и возникает ощущение, что с внутренней политикой США она связана не меньше, чем с политикой Анкары (например, кто те американцы, что сделали совместные заявления с Турцией о выводе ракетных комплексов? Какие именно должностные лица США говорили об этом?)
Во вторник газета Hürriyet вынесла эту новость на страницы газеты. Название — «Почему выводят Patriot?». То есть на следующий день провокационный заголовок исчез, превратившись в банальный вопрос. Более того, выражение «побагровели» было разжаловано в «очень взволнованы».
Если Patriot выглядит как Jupiter и плавает как Jupiter, то это, вероятно, Jupiter и есть!
Во-первых, чьи это ракеты? НАТО. Ладно, пусть будут США, и Германия — как раз кстати (что поясним несколько ниже).
Во-вторых, против кого были направлены эти ракеты? Против Сирии.
В-третьих, кто возражал против размещения комплексов? Сирия, Россия, Иран.
В-четвертых, есть другой какой-нибудь пример? Да, такие же ракеты размещены в Восточной Европе, и они по-прежнему на месте. Москва этим решительно недовольна. США отмечают, что ракеты в Европе развернуты против Ирана, а не против России. Однако в это никто не верит.
В-пятых, на данном этапе, то есть после соглашения Ирана с Западом (США), Россия говорит: «Вы утверждали, что ракеты в Европе были размещены против Ирана. С Ираном договорились — выводите».
В-шестых, после соглашения с Ираном и заключения договоренности о базе Инджирлик все внимание быстро переключилось на Сирию, а точнее — на Асада и будущее режима в Дамаске. Известно, что по этому вопросу идут (и будут продолжаться) переговоры (в том числе и скрытые) между США и Россией, это обещание самого президента США.
Наконец, уговорить Россию на подходящую формулу в Сирии можно только путем торга. Противовесом Дамаску является Киев. Возможно, мы вскоре услышим: «Украина взамен на Сирию». Вот и роль Германии, выводящей ракеты из Турции.
Конечно, это только общая картина, а болезненных деталей — уйма. Каждая из ее частей сама по себе демонстрирует реакцию на поиски регионального порядка (а подчас становится способна испортить игру).
Сюда же относится и новое место Ирана в разыгрываемой игре, а связка «Иран — Турция» — немаловажный элемент. Не знаю, радоваться нам или нет переносу визита министра иностранных дел Ирана в Турцию, но о многом говорит то, куда он отправился вместо Анкары. Все пункты соглашения об Инджирлике, разногласия на почве партии «Демократический союз» (PYD), курдские балансы в регионе, продление срока полномочий Барзани (Barzani) и, что гораздо важнее, «мирный процесс» решения курдского вопроса, как следствие — избирательная урна, стоящая перед Турцией, отношения Израиля и Ирана, отношения стран Персидского залива и Ирана, Афганистан-Пакистан (по сути тылы Ирана)... Все это неотъемлемые элементы общей картины.
Почему мы проводим такие аналогии?
Что касается вывода ракет из Турции, то тут можно назвать целый ряд причин — от того, что Сирия уже не представляет серьезной ракетной угрозы, до хромающего процесса решения курдского вопроса, от операций против Рабочей партии Курдистана (РПК) до обещаний, данных Западом Ирану... По отдельности все это, возможно, и справедливо, но второстепенно и недостаточно для того, чтобы понять план, в который мы можем поместить лишь некоторые детали. Нужен остов, первооснова...
Вывод ракет Patriot может быть первым важным признаком сближения и соглашения между США и Россией.
Пока это только вероятность, и если будет продолжение (а, на мой взгляд, конечная дата — февраль 2017 года!), мы можем сказать, что те, кто пытается заставить нас покраснеть от гнева, побагровеют от удушья...