Сегодня стартовали российско-китайские военно-морские учения. Они впервые проходят в Японском море. В маневрах принимают участие 25 кораблей, 15 самолетов, 8 вертолетов корабельного базирования, а также 400 морских пехотинцев. В этот раз главной темой учений станет совместная охрана путей сообщения и десантирование. Китайские ВМС впервые принимают участие в маневрах в акватории этого моря.
В последние годы в мире существует тенденция к проведению совместных маневров. Это свидетельствует об активизации военной дипломатии. Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) подобным действиям придают более глубокий смысл и трактовку. Людям очень нравится строить предположения на тему того, кто с кем и против кого.
Создание союзов — это современная азиатско-тихоокеанская забава? Официальные лица обычно отвечают на такой вопрос отрицательно, однако люди все больше и больше убеждаются в обратном.
Москва и Пекин заявили, что их морские учения не направлены против какой-либо третьей стороны. И Китай, будучи одним из главных государств в АТР, больше других стремился подчеркнуть свои мирные намерения.
США и Япония не скрывают своего союза, и никто уже не воспринимает всерьез их попытки скрыть истинные намерения совместных военных учений. При этом международное сообщество считает, что Россия и Китай проводят маневры в противовес японско-американским.
Чтобы прояснить эти обманчивые отношения, придется принять во внимание одно очень важное обстоятельство: между Москвой и Пекином нет той близости, которой могут похвастаться Вашингтон и Токио, они - не союзники, и у них нет традиционного стремления к созданию альянсов. ВМФ России и ВМС Китая не зависят ни от кого, они действуют самостоятельно и не похожи на японско-американский союз, где главную роль играют Штаты. Поэтому, несмотря на совместные маневры, по степени согласованности им все равно не превзойти США и Японию, ни с точки зрения стратегии, ни с точки зрения тактики.
Китай и Америка на удовлетворительном уровне поддерживают междержавные отношения, они много сотрудничают друг с другом. Российско-американские разногласия, какими бы сильными они ни были, все равно не достигают того уровня, какой был во времена холодной войны. У Вашингтона и Токио похожие взгляды на вещи, а другой союзник США — Южная Корея — вообще предпочитает занимать нейтральную позицию. Именно поэтому в АТР можно провести следующее военное разграничение: США и Япония или США, Япония и Южная Корея против Китая и России или Китая, России и Северной Кореи, и такие суждения основаны на опыте.
Военно-политическая обстановка в Восточной Азии по-прежнему остается туманной. Очевидно, что этот регион становится центром притяжения, но пока не совсем ясно, что его ждет в будущем.
Это немного тревожит людей. Тот факт, что США укрепляет свое военное присутствие в регионе, наращивает мощь военных союзов, не может не давить на Россию и КНР. Поэтому им просто необходимо укреплять собственные силы, чтобы быть готовыми к диалогу с Вашингтоном. Надо отметить, что именно американо-японский альянс стал стимулом к тому, что Москва и Пекин начали укреплять собственные военные силы.
И Россия, и Китай принадлежат к числу могущественных государств. Между ними существуют отношения всестороннего стратегического сотрудничества и партнерства, которые чуть-чуть не дотягивают до статуса «союза». Однако даже такое взаимодействие в силах поддерживать баланс в АТР. Если Москва и Пекин решат вступить в альянс, это полностью изменит глобальную стратегическую карту, и США с Японией столкнутся с реальной угрозой. Однако это, в свою очередь, не пройдет бесследно для внешней политики РФ и КНР.
Москва и Пекин подходят к двусторонним отношениям разумно. Боюсь, что США и Японии нужно последовать их примеру и воздержаться от постоянного усиления их наступательного союза. Токио сейчас играет слишком активную роль в регионе, и этим он может навредить сам себе. Основным силам АТР нужно понимать, что их безопасность зависит не только от укрепления собственной мощи и заключения более сильных и надежных альянсов, но и от того, смогут ли они обеспечить безопасность других стран, не входящих ни в какие союзы.
Китай является самой быстрорастущей силой АТР, однако мы против конфронтации с какой-либо страной. В XXI веке «игра мускулами» может обернуться трагедией, так как такая тенденция обладает большой разрушительной силой. Каждый раз, когда Китай проводит военные учения, неважно самостоятельно или с кем-либо, он всегда подчеркивает, что его действия «не направлены против какой-либо другой страны». И он, по крайней мере, говорит это искренне, в отличие от США и Японии.