Казалось, что Владимир Якунин будет существовать вечно: создавалось впечатление, что никакие его действия не способны подорвать его позиции в той системе, которую создал президент Владимир Путин для управления Россией. Однако теперь, после 10 лет не самого, мягко говоря, блестящего управления, Якунин уходит с поста главы железнодорожной монополии.
Возможно, Путин понимает, что сложные для экономики времена требуют присутствия более способных менеджеров, чем его приятели. А для того, чтобы остаться у власти, ему необходимо дистанцироваться от той олигархии, которую он создал.
Якунин, прослуживший 22 года в качестве офицера советской разведки, не был дружен с Путиным в то время, когда оба они работали в КГБ. Карьера Якунина в качестве шпиона складывалась несколько удачнее, чем у его будущего босса: он оказался в Нью-Йорке в советском представительстве при ООН, тогда как Путин находился всего лишь на скромной должности в Восточной Германии. Они подружились в 1990-е годы, когда Путин был заместителем мера Санкт-Петербурга. В 1996 году оба они стали членами кооператива «Озеро», который построил на берегу одного водоема около Санкт-Петербурга несколько небольших загородных домов. Именно этот кооператив и считается тем коконом, из которого появились люди, вошедшие в ближайшее окружение Путина.
После того, как Путин стал президентом, Якунин начал быстро расти в российской транспортной промышленности. В 2005 году он возглавил российские железные дороги, известные по своей русской аббревиатуре как РЖД и являющиеся крупнейшим в стране работодателем (841 тысяча 745 сотрудников в конце прошлого года) и оператором всей российской разветвленной железнодорожной сети. С точки зрения влияния и доступа к фондам, эта позиция больше, чем министерский пост. По своей важности глава РЖД может соперничать с руководителями других крупнейших российских государственных компаний — в том числе Газпрома, производителя природного газа, и нефтяного гиганта Роснефти. Кстати, ими также управляют друзья Путина, с которыми он познакомился во время своей работы в Санкт-Петербурге.
Сеть государственных компаний под управлением дружественного по отношению к Кремлю менеджмента является главной опорой Корпорации Россия — путинской версии капитализма, при которой экономика страны работает в интересах государства — и, разумеется, тех людей, которые, заботятся об интересах государства. Ни одна из этих государственных корпораций не будет изучаться в школах бизнеса как пример образцового менеджмента. Рыночная капитализация Газпрома падает после того, как миллиарды были потрачены на необязательную и политически мотивированную экспансию. Имеющая большие долги Роснефть сталкивается с сокращением добычи, а ее глава Игорь Сечин просит своего друга Путина помочь ему и предоставить средства из сокращающихся российских резервных фондов.
Железные дороги при Якунине в этом отношении не были исключением. Сама сеть почти не расширялась во время его 10-летнего руководства, а средняя скорость передвижения товарных поездов в период с 2004 года по 2014 годы сократилась на 5%, что может говорить о плохом техническом обслуживании железных дорог. В прошлом году компания РЖД потеряла 99 миллиардов рублей (1,5 миллиарда долларов по нынешнему обменному курсу). Якунин назвал в качестве причины решение правительства о замораживании железнодорожных тарифов для нефтяных компаний — выгоду от этого получили Газпром и Роснефть, — однако реальная проблема состояла в том, что он позволил операционным расходам РЖД за время своего руководства увеличиться почти в три раза, и росли они быстрее, чем доходы.
Эти деньги были не просто потрачены впустую. Антикоррупционный активист Алексей Навальный на основании документов доказал, что для Якунина недалеко от Москвы построили огромное поместье, включающее специальное помещение для хранения меховых шуб (русское слово «шубохранилище» стало очень популярным мемом для описания коррупции в путинскую эпоху). Хотя Якунин позднее отрицал наличие пристройки для шуб, а затем сообщил, что продал этот дом, Навальный продолжил преследование и показал, что сын Якунина, состоятельный владелец гостиничного бизнеса, заключал выгодные сделки с российской железнодорожной монополией. В очередной раз последовали официальные опровержения, однако убедительных объяснений вскрытых Навальным фактов так и не последовало.
После того, как правительство потребовало от руководителей государственных компаний раскрыть свои активы и доходы, Якунин отказался подчиниться, как и глава Роснефти Сечин. Якунин ранее в этом году даже грозил покинуть РЖД и уйти в частный сектор, если подобные требования не будут отменены. В марте ему, Сечину и главе Газпрома Алексею Миллеру было официально разрешено не публиковать данные об своих доходах и имуществе, однако спустя два месяца Якунин сообщил, что его заработная плата составляет от четырех до 5,5 миллионов рублей в месяц (от 61 тысячи долларов до 83 тысяч долларов), и этого явно недостаточно для описанного Навальным шикарного образа жизни.
В то же время, пока Путин в своих публичных выступлениях старается проявлять сдержанность, Якунин является одним из наиболее активных сторонников антизападных теорий заговора, поддерживающих путинскую внешнюю политику. В своей недавней статье, опубликованной на малоизвестном сайте, Якунин осудил глобализацию, назвав ее зловещим генеральным планом наднациональной финансовой олигархии, и заявил: тот факт, что низкие цены на нефть стали «элементом глобальной финансовой войны, признан и американским истеблишментом». Якунин далее отмечает:
«Глобальная финансовая система — это инструмент глобальной финансовой олигархии по ограблению развивающихся стран и созданию системы с глобальным доминированием США».
Этот хаотичный текст сразу разлетелся по интернету, а разместивший его вебсайт быстро обрушился из-за того, что блогеры стали высмеивать Якунина.
Последней каплей стал инцидент, произошедший в начале этого месяца, когда латвийское антикоррупционное ведомство задержало главу своих собственных железных дорог Угиса Магониса (Ugis Magonis), женатого на племяннице Якунина. Представители РЖД вскоре сообщили, что их компания останавливает транзит грузов через латвийские порты, что якобы объясняется плохим состоянием Балтийской национальной железнодорожной сети. Премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма (Laimdota Straujuma) заявила в интервью, что она считает этот шаг ответом на задержание Магониса.
В любом случае, этот старый друг Путина уже стал обузой, и теперь он элегантно уйдет в отставку. План Якунина, явно санкционированный сверху, состоит в том, чтобы стать членом не утруждающей себя особой работой высшей палаты российского парламента.
Выбор нового руководителя российских железных дорог даст ответ на важный вопрос: продолжает ли Путин обращать внимание на список лояльности, или он начал учитывать компетентность? Россия должна готовиться к длительному периоду низких цен на энергоносители, и это означает, что будет необходим более жесткий ценовой контроль — включая борьбу с коррупцией — в весьма важных государственных компаниях. Если Якунин буден заменен технократом без личных связей с Путиным, то тогда, вероятно, станут неизбежными и изменения в Газпроме и Роснефти. Если еще один близкий друг займет место Якунина, то это будет означать, что Путин все еще продвигается без компаса и надеется на то, что его пропагандистская машина в любом случае сможет удержать его у власти.
Эта статья не обязательно отражает взгляды редакционной коллегии или компании Bloomberg LP и ее владельцев.