Все млекопитающие зевают из эмпатии, воспроизводя тем самым социальное поведение в группе каждого вида. Тем не менее у некоторых личностей это не наблюдается, что свидетельствует о наличии эмпатического расстройства. Если верить исследованию специалистов Бэйлорского университета (Техас), это может даже говорить о том, что человек — психопат.
Atlantico: Сотрудники Бэйлорского университета пришли к одному удивительному заключению: если человек не зевает в ответ на зевоту другого, это говорит о нарушениях в эмпатии и возможно о том, что он — психопат. Какие еще признаки выдают подобное расстройство?
Филипп Вернье: Ученые показали, что в «нормальном» населении у некоторых людей могут быть черты характера, которые зачастую ассоциируются с социальными патологиями: речь идет, например, об эгоизме, манипулятивном и импульсивном поведении, стремлении к доминированию, отсутствии эмпатии. Проведенное на 135 студентах исследование продемонстрировало, что люди с низкой эмпатией менее подвержены «вирусу» зевоты.
Коммуникативный характер зевоты напрямую связан с нашей способностью интерпретировать ощущения других людей на основании внешних признаков. Эмпатия — это наша способность ощущать то, что чувствуют в данный момент другие люди. Обычно это эмоции: радость, страх, боль и т. д.
— В исследовании отмечается, что если человек не зевает в ответ, он вполне вероятно может быть психопатом. С чем в принципе связаны подобные расстройства? Виной всему генетика или же некая форма адаптации?
— Как всегда в подобного рода исследованиях, результаты представляются достоверными, по крайней мере, когда работа проведена грамотно. Как бы то ни было, здесь все равно следует подчеркнуть относительность результатов и тот факт, что отсутствие реакции на зевоту другого не обязательно делает человека психопатом. В большинстве случаев даже обладающий потенциально патологическими качествами (агрессивность, эгоистичность и т. д.) человек не является психопатом, то есть опасной для общества личностью. Эмпатия, как и любая черта нашего поведения, во многом зависит от того, как гены формируют наш мозг и заставляют его работать. Однако немалую роль в способности к эмпатии играют воспитание, образование и опыт. У некоторых людей есть большая склонность к эмпатии, чем у других, но этим они обязаны генетическому наследию и пережитому опыту в социальной среде.
— Если конкретнее, как проявляет себя эмпатия с неврологической точки зрения? Какие механизмы мозга начинают работать, когда человек ощущает эмпатию к другому?
— Последние десять лет нейробиологи и психологи внимательно изучают мозговые механизмы эмпатии. Как это часто бывает, речь идет о комплексном явлении, и ощущение эмпатии могут вызывать несколько не исключающих друг друга процессов. Это может быть зрительное или слуховое восприятие того, что чувствует другой человек. Оно вызывает в нашем мозге схожий процесс. Тем не менее, мы можем ощутить эмоции другого даже через письмо и мысль, то есть при отсутствии самого человека. Если проще, по всей видимости, ощущение переживаний другого вызывается механизмами, которые весьма схожи с теми, что работают, когда мы сами переживаем этот опыт. То есть, это нечто вроде мозговой копии ощущаемых другим человеком чувств.
— Как вы уже говорили, не все люди, страдающие от расстройства эмпатии, — психопаты. Но чем может грозить человеку подобного рода нарушения?
— Низкая эмпатия к чувствам других может осложнить взаимодействие с близкими, соседями и коллегами. Это расстройство ведет к изоляции человека, делает его безразличным к трудностям, проблемам и страданиям окружающих. Такая черта, безусловно, является фактором предрасположенности к агрессии, асоциальному поведению и преступности. В то же время она высоко ценится в кризисных ситуациях, когда нужно принимать решения, которые повредят некоторым людям, но в целом дадут положительные результаты.
Например, так обстоят дела, когда нужно уволить часть сотрудников, чтобы спасти предприятие, во время природных катастроф или войны. Эмпатия и социальная этика тоже не всегда уживаются друг с другом. Способность к эмпатии, то есть пониманию чувств другого человека, может быть использована для того, чтобы ему навредить. Хорошим тому примером служат семейные ссоры.
Филипп Вернье (Philippe Vernier), старший научный сотрудник Национального центра научных исследований.