Американский журнал Physiology & Behavior опубликовал результаты проведенного на крысах исследования, которые показали, что отказ от употребления сахара (особенно если оно было избыточным) может вызвать у человека поведенческие нарушения. Возникающие ощущения сродни тем, что появляются при употреблении наркотиков.
Atlantico: Опубликованные в американском журнале Physiology & Behavior результаты исследования на крысах показали, что употребление сахара вызывает импульсивное поведение, которое сохраняется и даже усиливается после отказа от его употребления. Как это объяснить? Это явление похоже на эффект наркотической «ломки»?
Режиналь Аллуш: Нужно отметить, что крысы и люди очень близки друг к другу в плане аддитивного поведения, хотя у человека оно формируется дольше, чем у крысы. Зависимость у людей формируется медленнее.
С анатомической точки зрения, на кончике языка у нас находятся отвечающие за ощущение сладости вкусовые рецепторы, которые связаны с так называемым «центром вознаграждения».
Эта «система вознаграждения» очень важна, потому что находится в «центре удовольствия» мозга, который расположен между префронтальной корой и стволом мозга, то есть самой архаической и примитивной его частью. Сладкий вкус воздействует на языкоглоточный нерв, а тот возбуждает центр вознаграждения, который в свою очередь выделяет серотонин. В такой схеме все идет просто прекрасно. Проблема возникает, когда вы привыкли употреблять большое количество сахара, но затем отказываетесь от него.
В таком случае вы пытаетесь восполнить нехватку сахара иначе. Если вы запретили себе есть сладкое, у вас может возникнуть желание компенсировать это в других блюдах или мучных продуктах со сладким вкусом. В этот момент у вас возникают все признаки «ломки».
Катрин Гранжар: Если сравнить воздействие сахара и тяжелых наркотиков, сходство заметно по всем параметрам: привыкание, поиск удовольствия и увеличение дозы. Сахар питает мозг и оказывает положительное воздействие… до определенной степени.
Дети с малых лет приучаются к тому, что сладости — это всегда нечто хорошее. Они становятся наградой, средством успокоения. Все эти оттенки значения образуют прочную связь. В результате формируется абсолютная вера в качества сладостей. С психологической точки зрения кампаниям по борьбе с ожирением мало что удается поделать с таким эмоциональным капиталом, который формируется еще в раннем детстве.
Разумеется, сахар обладает определенным воздействием, иначе его бы так не ценили. За последнее столетие его потребление резко пошло в гору. Пищевая промышленность злоупотребляет им, что только усиливает зависимость. Сахаросодержащие добавки присутствуют во многих блюдах и соусах. Они ведут к появлению зависимости без ведома самих потребителей.
В любом случае, последствия зависят от употребляемой дозы. Кроме того, реакция может отличаться от человека к человеку: у некоторых может сформироваться большая зависимость, чем у других при равном потреблении.
— Может ли отказ от сахара как-то повлиять на работу мозга?
Режиналь Аллуш: Если даже вы употребляете в пищу только белки и жиры, это ничего не меняет. Организм может производить глюкозу из протеинов и липидов, этот процесс называется глюконеогенезом. В древние времена не было зерновых, а только фрукты. Сахара не было. Поэтому организм перерабатывает в сахара то, что ими не является. При этом прямое употребление сахара равнозначно короткому замыканию в механизме его производства. Так, например, если завод выпускает болты, но вы решаете импортировать их из Китая, завод автоматически сворачивает производство.
— В исследовании отмечается возросшая агрессивность в поведении крыс после того, как их лишили сахара. То же самое происходит и с людьми?
Катрин Гранжар: Ощущение нехватки вызывает страдания. Физическая слабость, дрожь, повышенное потоотделение: гипогликемия напоминает паническую атаку. Если избыточное употребление сахара должно было помочь справиться с какой-то проблемой, если маленькие сласти были призваны сгладить боль, то при отказе от них, как и от наркотиков, возникает кризис. Физические расстройства наслаиваются на психологические страдания, что не оставляет места для обдуманных решений. Тревога ведет к агрессивности.
В любом случае, такое поведение связано не с конкретным продуктом, а с процессом. Если бы сахар не обладал психологическим воздействием, им бы не пытались заполнить то, что пытаются заполнить. Это следует уяснить для себя в первую очередь. В противном случае все призывы санитарных органов бы прекрасно работали, и никто бы ничем не злоупотреблял.
— Получается, наш мозг приравнивает сахар к вознаграждению, и поэтому отказаться от него так сложно?
Катрин Гранжар: Безусловно. Интерпретация стимула воздействует на его значение. У детей с малых лет возникает тяга к конфетам, а прием пищи выстраивается так, что сладкое становится его апофеозом. Сладость становится практически синонимом удовольствия.
Стремление вновь испытать позитивный опыт ведет к повторению, навязчивому желанию. Это не искомая цель, а результат. Но все встает с ног на голову, когда сахар полностью подминает под себя наши пищевые привычки.
Напитки становятся наглядным тому примером. Если вы пьете воду во время еды, это позволяет лучше ощутить вкус и утолить жажду. В некоторых семьях этого уже не встретить. Даже в самых отдаленных уголках планеты найти газировку бывает проще, чем питьевую воду… Получается, сахар приобретает неразрывную связь с понятием безопасности.
— Как уменьшить зависимость от сахара при том, что он сейчас присутствует во всех продуктах?
Катрин Гранжар: На первый взгляд, ситуация тупиковая. Движение за натуральную пищу старается привлечь к себе внимание, но по силам ли ему что-то изменить? Сложно сказать, учитывая, что послание слабее физических ощущений, привычек. Здесь все очень непросто. В теории, натуральное должно быть для нас главным и основным. На самом же деле все происходит с точностью до наоборот, основой для нас становится промышленная продукция. Мир выворачивается наизнанку. И тело реагирует на это. Об этом свидетельствует возникающее ожирение. Самые богатые в финансовом и культурном плане слои населения обычно едят самую здоровую пищу. Они, наверное, испытывают меньшую зависимость от сахара, без которого не могут обойтись остальные…
Из этого вытекает стремление найти качественные продукты. Хорошим примером тому могут послужить помидоры. С недавних пор можно услышать, что их вкус сейчас не тот, что раньше. Так, где «настоящие помидоры»? Летом на рынке…
К тому же, не исключено, что после злоупотребления сахаром может наступить несварение. Таким образом, тошнота становится нашим лучшим союзником, потому что заставляет человека задуматься, постараться восстановить равновесие.
Режиналь Аллуш (Réginald Allouche), врач, эксперт по диетологии и предотвращению диабета.
Катрин Гранжар (Catherine Grangeard), психоаналитик, сотрудник экспертной группы Think Tank ObésitéS, которая занимается вопросами лишнего веса.