Протестующие — несколько тысяч человек, окруженных сотнями вооруженных полицейских, — выкрикивали националистические лозунги и расистские оскорбления, время от времени поднимая правую руку в нацистском приветствии.
Это был 10-й ежегодный митинг крайних расистов, неонацистов и ультраправых националистов, состоявшийся в Москве в ноябре прошлого года.
«У национализма в России - светлое будущее, — сказал один из организаторов этого митинга, 36-летний Дмитрий Демушкин, бывший скинхед и экс-лидер «Славянского союза», запрещенной в России группы, первые буквы названия которой совпадают с аббревиатурой, обозначавшей немецкие нацистские вооруженные формирования. — Либо мы победим, либо русский народ погибнет».
Само существование доморощенных неонацистов и расистов, которые ежегодно напоминают о себе в рамках так называемого Русского марша, до сих пор вызывает шок у многих россиян, поскольку Россия остается многонациональной страной, не так давно намеревавшейся построить интернациональную коммунистическую утопию и по сей день испытывающей гордость за победу над нацисткой Германией во Второй мировой войне.
Между тем, ультраправое крыло в России не ограничивается несколькими маргинальными элементами. Это совокупность воинствующих банд, движений и политических партий, насчитывающих десятки тысяч членов, которые активно поддерживают президента Владимира Путина и его политику в отношении Украины и других бывших советских республик.
Кремль преследовал ультраправых радикалов, которые появились после распада СССР в 1991 году и активизировались в 2000-х годах в связи с терактами исламистов и прибытием миллионов мигрантов из Средней Азии и преимущественно мусульманского Кавказского региона, где две войны в Чечне привели к волнениям и росту расизма.
В 2006 году одна неонацистская группировка организовала семь терактов в Москве, и в результате одного из них на уличном рынке погибли 14 человек, в том числе двое детей. Большинство жертв были иностранными трудовыми мигрантами.
На пике волны насилия на почве расовой ненависти в 2008 году, по крайней мере, 110 человек были убиты и 487 ранены, согласно данным московского центра «Сова», занимающегося анализом данных о преступлениях на почве нетерпимости.
С тех пор, как около пяти лет назад началась борьба с ультранационалистами, число подобных преступлений резко снизилось. В первой половине этого года, как сообщает «Сова», в результате преступлений на почве расовой ненависти погибли 4 человека, и 37 были ранены.
Однако несмотря на то, что Кремль стремился обуздать агрессивное ультраправое крыло, он в то же время сделал некоторые элементы националистической программы частью своей антизападной и изоляционистской идеологии, в рамках которой восхваляется «уникальная русская цивилизация», не затронутая «декадентским» либерализмом.
Проявления расизма, с которыми власти готовы мириться, такие, как Русский марш, подпитывают набирающие силу ксенофобию и нетерпимость, постепенно охватывающие всю Россию. Около 54% россиян поддерживают лозунг «Россия для этнических русских», и более трети будут рады высылке из страны мусульман с Кавказа и Средней Азии, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного независимым Левада–Центром в июле 2014 года.
«Нынешнее правительство частично произносит те имперские лозунги, которые мы произносили почти 25 лет назад», — сказал Эдуард Лимонов, писатель и лидер запрещенной в России Национал-Большевистской партии.
В 1990-е годы национал–большевики — чей красный флаг очень напоминает нацистский флаг, только на месте свастики на нем изображены серп и молот — выступали за вооруженные восстания, в ходе которых необходимо было отвоевать те территории Украины, Латвии и Казахстана, где в основном проживали этнические русские.
Именно такой сценарий разыгрывается в течение последних 14 месяцев на Украине, где поддерживаемые Москвой сепаратисты оккупировали преимущественно русскоязычные Донецкую и Луганскую области.
Как сообщает «Сова», симпатии ультраправых националистов в украинском конфликте разделились, поэтому они воюют с обеих сторон.
«Все они проходят военную подготовку. Это стало очень модно, — отметил директор центра «Сова» Александр Веховский. — Постоянные тренировки, сборы, лагеря. И это вызывает сильное беспокойство, потому что добром это не кончится».
Консервативная и очень влиятельная Русская Православная церковь, возрожденное казачество и правые партии представляют собой самых крупных игроков на арене официального, разрешенного Кремлем национализма.
Его суперзвездой является Владимир Жириновский, ветеран российской политики и бывший вице-спикер Государственной Думы, возглавляющий партию ЛДПР, которая занимает 56 из 450 мест в нижней палате российского парламента.
Этот эксцентричный 69-летний политик пять раз принимал участие в президентских выборах, обещая выслать всех нерусских, установить колючую проволоку вокруг Чечни и Дагестана — самых беспокойных мусульманских республик России — и вернуть Украину, Белоруссию и страны Балтии в состав Российской империи.
Однако его обещания и партию, как правило, рассматривают как псевдо-оппозицию, как инструмент Кремля, помогающий «стерилизовать голоса националистов», как говорит Андрей Колесников, политический аналитик Московского центра Карнеги.
«Именно потому, что государство хочет сохранить свою монополию на национализм — это одна из его главных политических задач, потому что такая идеология пользуется популярностью, и в совокупности с другими факторами она поддерживает рейтинг Путина на высоком уровне — оно жестко реагирует на все проявления националистического экстремизма», — объяснил Колесников.
Две стороны российского национализма — запрещенная и официальная — зачастую сливаются.
После прозападной «оранжевой» революции на Украине в 2005 году в России возникло полдюжины прокремлевских молодежных движений. К этим движениям, призванным бороться с оппозиционными уличными демонстрациями в России, присоединялись придерживающиеся расистских взглядов футбольные фанаты и ультранационалисты, которые использовали в них свои лозунги, согласно данным правых групп, антинацистских блогеров и российских СМИ.
Основатель одной агрессивной неонацистской банды недавно заявил, что он «сотрудничал» с двумя подобными группировками.
В конце июля Илья Горячев был приговорен к пожизненному заключению после того, как присяжные признали его виновным в создании «Боевой организации русских националистов» (БОРН).
В отличие от других неонацистских банд, которые в основном охотились за темнокожими иностранцами, члены этой группировки нападали на «предателей расы», то есть этнических русских, которые выступали против ультраправой идеологии, а также планировали захватить власть и превратить Россию в неонацистский «четвертый рейх».
С 2008 по 2010 годы члены БОРН убили 10 человек, в том числе федерального судью, приговорившего нескольких националистов к тюремному заключению, правозащитника, журналиста и трех антинацистских активистов. Члены этой группировки также убили мирового чемпиона по тайскому боксу и гражданина Таджикистана, чью отрубленную голову подбросили в одно государственное учреждение с запиской, в которой они обещали продолжить убивать.
Нескольких активистов БОРН уже приговорили к длительным и пожизненным срокам заключения. Сам Горячев давал показания против них, заявляя о своей невиновности и настаивая на том, что он - всего лишь публицист.
В июле он сказал, обращаясь к суду: «Я рассказывал о тех вещах, о которых сейчас говорят на российском государственном телевидении».