Обычно в восточноевропейских гражданских войнах израильтяне не участвуют, однако нынешний украинский конфликт стал исключением. Как считается, на разных его сторонах воюют несколько десятков граждан Израиля.
Одна из них — 37-летняя Инна Левитан, уроженка Азербайджана и жительница Тель-Авива. Она сражается на передовой на стороне сепаратистов в окрестностях удерживаемого повстанцами города Луганска с конца 2014 года. По ее словам, она воюет с фашистами и неонацистами.
Хотя она родилась в Баку, но выросла в Израиле и никогда не думала возвращаться в бывший Советский Союз. Однако когда в прошлом сентябре на Восточной Украине пропал ее знакомый, она стала выяснять подробности о конфликте, рассказала она в четверг The Jerusalem Post.
Через несколько дней она установила, где находится ее друг, однако интересоваться происходящим на Украине не прекратила. «Через полтора месяца я решила отправиться в Новороссию», — говорит она, употребляя использовавшийся во времена Российской Империи термин для Северного Причерноморья, то есть восточной части современной Украины.
Она объясняет, что приняла решение присоединиться к повстанцам, узнав о «преступлениях против мирных жителей».
В своем открытом письме на сайте Коммунистической партии Израиля Левитан заявила, что цель ее бригады не в том, чтобы воевать с Украиной или украинскими гражданами, а в том, чтобы «сражаться с фашистами, нацистами и олигархами», а также помогать людям.
Она с возмущением пишет о «сторонниках нацизма», которые используют нацистское приветствие и нацисткую символику, а также «пытают и убивают мирное население и солдат украинской армии, не разделяющих их взглядов». «Я сама видела человека, побывавшего в плену у неонацистов». «Ему отрубили пальцы и вытатуировали у него на теле свастики. Мы сражаемся против этих зверств, которые происходят постоянно — причем, в том числе, и в отношении мирных жителей», — подчеркивает она, обвиняя Запад в том, что он закрывает глаза на военные преступления.
«Лично я, как израильтянка, испытываю к фашистам инстинктивную ненависть», — заявляет Левитан. Большинство ее товарищей по оружию — россияне и украинцы, но есть среди них и испанцы, сербы, итальянцы и израильтяне.
В конце прошлого года министр иностранных дел Донецкой Народной Республики Александр Кофман — еврей по происхождению — сказал российскому журналисту, что в Донецке сражаются десятки бывших солдат ЦАХАЛа.
В феврале Испания арестовала восемь человек, воевавших на стороне повстанцев. Киев провозгласил повстанцев террористами. Израильское законодательство запрещает гражданам участвовать в иностранных конфликтах, однако и МИД и министерство юстиции отказались дать нам комментарий по этому вопросу.
С тех пор, как в прошлом году в Киеве произошла революция, Россия и повстанцы обвиняют новое правительство Украины в фашизме и расизме. Местные еврейские общины, часть которых поддерживает военные усилия правительства, категорически отрицают эти обвинения.
Журналисты и исследователи — в частности Вячеслав Лихачев, ведущий мониторинг антисемитизма для Евроазиатского еврейского конгресса, — говорят, что неонацисты есть на обеих сторонах конфликта. Несмотря на это, лидеры еврейских общин называют непосредственно антиеврейские эксцессы редким явлением и утверждают, что сам конфликт тревожит их намного больше.
В прошлом году воевавший в Донецке на стороне правительственных сил украинский еврей Ашер-Йосеф Черкасский назвал в беседе с корреспондентом Post защиту Украины «гражданским долгом». Черкасский сражался в рядах батальона «Днепр», финансировавшегося еврейским олигархом-миллиардером Игорем Коломойским, бывшим губернатором Днепропетровской области. Власти превратили этого длиннобородого бойца-хасида в символ украинского патриотизма.
Многие израильские граждане, воюющие на Украине, российского или украинского происхождения, полагает раввин Борух Горин, представляющий российскую еврейскую общину. Он считает этих людей авантюристами и подчеркивает, что многие из них выполняют вспомогательные функции — например, служат инструкторами. «Я сказал бы, что этим людям нужно шоу — а где они его получат, на Украине или в Судане, им все равно», — отмечает он. «В начале войны еврейский фактор был очень важен для обеих сторон. Сейчас его важность снизилась, но тогда обе стороны хотели показать, что за них воюют евреи, израильтяне и что их поддерживает зарубежное еврейское сообщество... По-моему, все это, как обычно, в основном пиар, и говорить тут не о чем».
Однако Левитан не согласна с его словами. Она заявила Post, что видит за этим конфликтом «гигантскую политическую игру», позволяющую олигархам набить карманы за счет простых граждан.
Западные СМИ искажают суть украинского восстания точно так же, как они искажают суть борьбы Израиля против палестинского терроризма, утверждает она. По ее мнению, «любой израильтянин легко может понять ситуацию вокруг Новороссии».
Она ни о чем не жалеет, потому что сражается за свои принципы, добавила она, подчеркнув, что как израильтянка, отмечающая День памяти жертв Холокоста, она считает важным противостоять нацистам.