Премьер-министр России Дмитрий Медведев посетил 22 августа остров Итуруп, входящий в спорные северные территории недалеко от Хоккайдо.
Медведев заявил, что Россия не намерена идти на уступки Японии по давнему территориальному спору, и пообещал продолжить посещение цепи островов, которые были захвачены Советским Союзом в последние дни Второй мировой войны и находятся под российским контролем.
Страна, имеющая территориальный спор с соседом, должна стараться найти мирное решение этого спора путем диалога. Конечно, вести себя таким образом будет лишь страна, имеющая чувство международной ответственности.
Россия должна отказаться от провокационных шагов, демонстрирующих фактический контроль над островами.
Такого рода действия — это как ушат холодной воды для двусторонних усилий начать конструктивный диалог. Неудивительно, что японское правительство немедленно заявило протест Москве в связи с поездкой Медведева. Кроме того, у Токио нет другого выбора, кроме отказа от планов направить в Россию министра иностранных дел Фумио Кисиды (Fumio Kishida) и пригласить российского президента Владимира Путина в Японию в конце этого года.
Это был третий визит Медведева на северные территории. В 2010 году в качестве президента он ездил на остров Кунашир, став первым российским лидером, посетившим его. В 2012 году, став премьер-министром, он планировал приземлиться на Итурупе, но вместо этого отправился на Кунашир снова из-за плохих погодных условий.
В то время, когда Соединенные Штаты и Европа усилили нажим на Россию за ее роль в украинском кризисе, Япония заняла сравнительно мягкую позицию по отношению к Москве в надежде на поддержание определенного уровня двустороннего диалога. Но Кремль предпочел действовать в манере, которая сужает канал для подобного диалога.
Учитывая, что Россия находится в международной изоляции и сталкивается с резким экономическим спадом из-за санкций, введенных Западом, администрация Путина, судя по всему, разжигает среди россиян национализм для того, чтобы отвлечь их от критики за его внутреннюю политику.
Даже при этом Россия должна осознавать, что вести себя в такой манере без всякого уважения к чувствам своего соседа только расширяет исторический разрыв между двумя странами и не отвечает ничьим интересам.
Внешняя политика России, впрочем, традиционно является хитрой комбинацией жесткого и мягкого подходов, при которой используют и кнут, и пряник.
При этом, несмотря на то, что РФ проявляет безразличие к Японии в части территориального спора, Москва заинтересована в привлечении японских инвестиций для развития России.
Не совсем понятно, чего пытается достичь Путин, но, судя по всему, Москва намерена продолжать использовать подобный подход как дипломатическую стратегию.
Все, что может сейчас сделать японское правительство, это предпринимать осторожные и постоянные усилия с целью выяснить, как представляет себе российский лидер будущие отношения России с Японией в условиях сложившейся международной обстановки.
Во время заседания Комитета по бюджету верхней палаты парламента 24 августа премьер-министр Японии Синдзо Абэ назвал визит Медведева на Итуруп «чрезвычайно прискорбным». Но он, тем не менее, выразил намерение продолжать переговоры с Москвой по вопросу северных территорий через диалог с Путиным.
Суровая реальность российско-японских отношений заключается в том, что две страны всё еще не подписали мирный договор, который формально положит конец вражде 70-летней давности.
Улучшение связей с Россией в долгосрочной перспективе является жизненно важным для Японии, так как она стремится выстроить устойчивый порядок в Северо-Восточной Азии, имея дело со все более агрессивным Китаем, а также обеспечить стабильность поставок энергоресурсов и взяться за решение других проблем.
Для того, чтобы создать благоприятные условия для двустороннего диалога, администрация Абэ должна призвать Россию серьезно работать с международным сообществом.
Вместо того, чтобы стремиться получить немедленные ощутимые результаты от двусторонних переговоров по поводу спорных островов, Япония должна сконцентрировать дипломатические усилия на том, чтобы побудить Россию наладить отношения с Западом на более прочной основе. В долгосрочной перспективе такие усилия, несомненно, укрепят позиции Японии в переговорах с Россией по поводу северных территорий.