Завод Westinghouse Atom, подразделение акционерного общества Westinghouse Electrik Sweden AB — предприятие, принадлежащее японской корпорации Toshiba. Завод производит топливные элементы для АЭС Украины.
Завод расположен в ста километрах к юго-юго-западу от Стокгольма в городе Вестеросе и является, судя по всему, единственным за пределами РФ производством тепловыделительных элементов (ТВЭЛ — прим. ред.) для реакторов АС, спроектированных в России.
Пока покупатель у Westinghouse Atom только один — Украина. Плох, однако, тот завод, который не мечтает стать концерном.
«Восточная Европа — это рынок, который раньше был для нас закрыт, и теперь, когда этот рынок открывается, мы пытаемся на него выйти», — сказал в интервью Ekot, редакции новостей Шведского радио, исполнительный директор Westinghouse Atom Азиз Даг.
Рынок, о котором говорит директор, это, прежде всего, Болгария, Словакия и Чехия, с этими странами ведет переговоры вестеросский завод.
Конструктивная разница российских и западных тепловыделительных элементов заключается в форме: российские в сечении шестигранники, а западные — квадрат.
Корреспондент Ekot Эмели Русен сосредоточилась, однако, в своем материале на политическом аспекте шестигранного топлива, опасаясь, что Westinghouse Atom бросает своим производством вызов всей России. Ведь покупатель топливных элементов пока только один — Украина. Журналистка поделилась своими опасениями с историком, профессором emeritus, советологом Кристианом Гернером, который опасения подтвердил: Россию такое шведское производство раздражает.
«Во многом дело о национальном престиже, это важно для большинства глав государств, и это чрезвычайно важно именно сейчас. Комбинация некоей формы комплекса неполноценности по отношению к Западу и самоутверждения в качестве сверхдержавы управляет политикой, и тогда, конечно, политика в области атомной энергетики важна для того, что продемонстрировать, что все под контролем, и что своей властью можно распоряжаться. В этом контексте можно ожидать решительной реакции со стороны России, — считает Гернер. — Я не исключаю возможности применения экономических санкций и дипломатического нажима в отношении государств — потенциальных покупателей шведского ядерного топлива. Хотя Швеции опасаться в этом случае нечего. Мне трудно представить себе, что российская политика настолько зациклена, что они попытаются оказать давление на Швецию. Это означало бы гигантскую эскалацию конфликта на европейском Севере».