Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нельзя позволить Германии исказить европейский проект

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда 13 июля Греции удалось достичь компромисса с партнерами по еврозоне, мы радовались, что нам удалось избежать худшего. К сожалению, недоверие никуда не делось. Тем не менее Германия продолжает упрямиться, создавая у наблюдателей впечатление существования в Европе раскола по дальнейшим действиям.

Греческий кризис вновь заявляет о себе, а недавно было принято решение по третьему плану помощи. Тем не менее Германия продолжает упрямиться, создавая у наблюдателей впечатление существования в Европе раскола по дальнейшим действиям.

Когда 13 июля Греции удалось достичь компромисса с партнерами по еврозоне, мы радовались, что нам удалось избежать худшего. К сожалению, недоверие никуда не делось. Так, на заседании Еврогруппы министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schäuble) предложил ограничить полномочия Европейской комиссии и передать принятие основных решений по экономической политике независимому ведомству.

Реакция Жана-Клода Юнкера (Jean-Claude Juncker) на это предложение оказалась весьма сдержанной. Я же считаю, что на мне как бывшем главе Европейской комиссии, лежит политический и нравственный долг выступить в ее защиту.

Тревожный поворот в политике

Мое первое возражение носит юридический характер, так как это предложение противоречит статье 17 Договора о Европейском Союзе, в которой прописаны полномочия Европейской комиссии и, в частности, отмечается следующее: «Члены Комиссии не запрашивают и не принимают инструкции ни от какого правительства, института, органа или учреждения». Однако проект Вольфганга Шойбле, как мне кажется, подразумевает переоценку и ограничение прав Еврокомиссии. Но если немного отойти от юридической стороны дела, должен сказать, что меня серьезно беспокоит начатый нами поворот в политике.

Бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер тоже говорил об этом, отметив недавно, что ФРГ превращает еврозону в свою сферу влияния. Давняя европейская солидарность теперь считается «болезненно евромантической», а немецкая Европа постепенно подминает под себя европейскую Германию.

Нам нужно принимать срочные меры, ведь иначе еврозона быстро скатится к точке разрыва. Я ожидал реакции других стран Евросоюза, осознания ими последствий новой позиции Германии.

Совместное заявление госсекретарей Франции и Италии по европейским делам Арлема Дезира (Harlem Désir) и Сандро Гоци стало шагом в правильном направлении, но нам нужно действовать гораздо жестче, чтобы не дать забросить сильный принцип, который всегда направлял и поддерживал строительство Европейского Союза. Ослаблять Европейскую комиссию нельзя, потому что это может привести к распаду всего Евросоюза. Необходимо в срочном порядке созвать внеочередную встречу глав государств и правительств, представителей крупнейших институтов ЕС и политических партий, чтобы обсудить будущее Европы и нашу общую судьбу.

Причем, говорить следует не о каких-то технических аспектах или новых экстренных мерах, а причинах существования Европейского Союза и том, что они могут дать нашим народам. Обсудим, наконец, политику. ЕС все больше теряет престиж в глазах всего мира и самих европейских граждан. Если не изменить курс, мы сами обрекаем себя на ничтожное существование.

Поэтому Германия должна четко заявить, в каком направлении она собирается двигаться. Другим же государствам-членам, начиная с тех же Франции и Италии, необходимо показать, какой проект они сами отстаивают. Германии следует решить, собирается ли она в одиночку (с опорой на несколько стран-сателлитов) принимать вызовы глобализации или же хочет продолжить политику европейской интеграции, которая позволила ей вернуть национальное единство и укрепить положение в экономике.

Параллельно с политическим саммитом в государствах-членах должны пройти парламентские и гражданские дебаты. Нельзя допустить, чтобы Европейская комиссия, самый инновационный институт ХХ века, стала жертвой подобного популизма. Нельзя ждать результатов британского референдума или будущих выборов в каждой из 28 стран Евросоюза. Прояснить вопрос нужно прямо сейчас!

Основой для созыва такого саммита может быть только совместный призыв Франции и Италии. Однако, прежде всего стоит напомнить, что любая передача полномочий другим институтам может осуществляться лишь по решению большинства и под надзором Европейского парламента, как то прописано в основополагающих документах ЕС. Такова цена демократической легитимности европейского проекта.

Романо Проди — глава Европейской комиссии с 1999 по 2004 год.