На предстоящих октябрьских выборах Александр Лукашенко желает быть переизбранным на пост президента Белоруссии в пятый раз, маневрируя между Западом и Россией и подавая признаки перемен, которые, скорее всего, не произойдут.
Белорусский лидер не теряет надежды узаконить себя в глазах Европейского Союза и Соединенных Штатов. Вечером в субботу он освободил из тюрьмы политических заключенных, среди которых Николай Статкевич, один из оппозиционных кандидатов на пост президента страны в 2010 году.
Это решение Лукашенко многих удивило, поскольку еще недавно президент заявлял, что не может простить оппозиционеров, потому что те в ходе суда отказались признать свою вину. Однако Лукашенко быстро передумал, ведь его последнее решение отвечает основному требованию Запада, исполнение которого необходимо для того, чтобы тот мог считать очередные президентские выборы законными.
Вашингтон приветствовал этот шаг белорусского лидера. Пресс-секретарь Белого дома Джон Кирби заявил: «Освобождение этих шести политических заключенных является позитивным событием для белорусского народа и важным шагом в направлении нормализации отношений с Соединенными Штатами».
Некоторые политологи увидели в этом знак серьезного поворота во внешней политике белорусского диктатора. Ольга Карач, лидер общественной организации «Наш Дом», считает, что «Лукашенко — как та избушка из народных сказок: сейчас он поворачивается передом к Западу, а оставшейся частью тела к России».
Похоже, что еще одно основание для этого заключается в словесных атаках на Россию. Комментируя концепцию «русского мира» — проекта универсального сообщества, которое объединило бы всех, кто считает себя связанным с Россией, ее языком и культурой, разработанного лояльными Кремлю идеологами национализма, Лукашенко заявил журналистам: «Я не понимаю, что такое „русский мир“, вы — тем более, а наш народ вообще не понимает, какой „русский мир“. Тогда можно сказать о белорусском, украинском мире. Это что, какое-то противостояние миров? Поэтому это надуманная, глупая какая-то подстава, тезис».
«Мы должны жить в своих квартирах. Россия — это наш брат. Я даже часто говорю — старший брат. Но только вы ведите себя, как старшие братья. Если тяжело младшему, то плечо подставьте. Мы живем пусть в общем доме, но каждый в своей квартире», — добавил он.
Между тем, усилия Лукашенко направлены лишь на то, чтобы попытаться продлить свой режим и «усидеть на двух стульях». Перед выборами 2010 года Белоруссии удалось на выгодных условиях взять кредиты у России, Китая, МВФ и Венесуэлы. Кроме того, Минск договорился с Москвой о специальных ценах на поставки российского газа и нефти. Белорусский лидер направил эти средства не на модернизацию экономики, а на повышения зарплат и пенсий с целью купить побольше голосов, эта миссия ему вполне удалась. Слоган звучал так: «За сильную и процветающую Белоруссию».
Теперь, когда экономика России переживает тяжелые времена, происходит стремительная девальвация рубля и, следовательно, ожидать больших кредитов уже не приходится, Лукашенко пытается завоевать благосклонность Запада и выдвигает новый лозунг для будущих выборов: «За будущее независимой Белоруссии!». Здесь слово «независимый» адресовано Кремлю.
Никто не сомневается в том, что Лукашенко выиграет выборы с подавляющим большинством голосов и может сделать это даже без обмана, поскольку оппозиция глубоко разделена. Николай Статкевич уже призвал к бойкоту выборов, а кандидат от оппозиции Татьяна Короткевич - еще слишком мало известный политик, чтобы сойтись лицом к лицу с тем, кто не скрывает своего восхищения диктаторами типа Гитлера или Сталина.
После победы белорусского президента оппозиция вновь станет объектом «нескольких волн» репрессий, между тем, режим Александра Лукашенко останется непоколебимым, если президенту удастся маневрировать между Россией и Западом, как он делал это до сих пор. А пока Кремль может продолжать говорить о Лукашенко то, что президент США Франклин Рузвельт говорил о диктаторе Никарагуа: «Сомоса, может быть, и сукин сын, но он - наш сукин сын».