Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Иран: союз бывших изгоев

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкВладимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани на IV Каспийском саммите в Астрахани
Владимир Путин и президент Ирана Хасан Рухани на IV Каспийском саммите в Астрахани
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
C подписанием нового договора возобновилось военное сотрудничество Ирана с Россией. Может ли этот договор изменить баланс сил в регионе, как об этом заявляет израильская пресса? Или же, как полагает американский президент, это событие не имеет большого значения? Технические характеристики поставляемого вооружения дают представление о его геостратегической значимости.

19 августа прошлого года Иран объявил о договоре с Россией на поставку зенитных ракетных батарей ПВО до конца года на сумму 800 миллионов долларов. Это стало завершением длительного процесса, отмеченного рядом крутых поворотов: в 2007-м году был подписан первоначальный договор, в 2010-м Россия приостановила его выполнение согласно резолюции 1929 Совета безопасности ООН, запретившей экспорт вооружения в Иран; Иран тут же потребовал 4 миллиарда долларов в качестве компенсации; в июле 2015 западные страны достигли соглашения с Ираном по его ядерной программе, и следом, с подписанием нового договора, возобновилось военное сотрудничество Ирана с Россией.

Может ли этот договор изменить баланс сил в регионе, как об этом заявляет израильская пресса? Или же, как полагает американский президент, это событие не имеет большого значения? Технические характеристики поставляемого вооружения дают представление о его геостратегической значимости. Зенитно-ракетный комплекс С-300 ПМУ-1 является системой ПВО класса «земля-воздух» и известен своей надежностью и высокой скоростью развертывания. Система была разработана в 1970-е годы Советским Союзом, а в 1990-е годы модернизирована для экспорта. Данный комплекс используется многими государствами (Алжир, Китай и т. д.) в качестве альтернативы американским зенитно-ракетным комплексам Patriot и THAAD.


Данное вооружение позволит Ирану залатать дыры в своей устаревшей системе ПВО и повысить ее эффективность против израильских ракет и истребителей. Однако из-за малого количества экспортируемых систем (4 батареи) не стоит переоценивать их геополитический вес. Несмотря на всю их эффективность, эти ракеты не смогут предотвратить возможные воздушные атаки Израиля. Они лишь сделают их более сложными.

Дальность ракет (150 км) говорит о том, что Иран рассчитывает обезопасить себя от конкурирующих суннитских держав, в первую очередь, Саудовской Аравии. Впрочем, по сравнению с целой армией истребителей и ракет по ту сторону Персидского залива, данное вооружение играет скорее символическую роль.

Благодаря возобновлению сотрудничества с Россией Иран вновь утверждается в качестве региональной державы, как он делает это в Йемене через хуситов и в Сирии, вступив в борьбу против ИГ. Для Тегерана С-300 являются не столько гарантией жизненной безопасности, сколько атрибутом власти.

Геополитический статус России сегодня парадоксален. С одной стороны, вследствие украинского кризиса на нее обрушились западные санкции одновременно с падением цен на углеводороды. Кажется, что она дипломатически изолирована и экономически находится в непростом положении: во втором квартале 2015 года ее ВВП сократился на 4,6%. С другой стороны, она продолжает демонстрировать свои амбиции в различных регионах мира: в Арктике она снова требует расширения своих территориальных вод; в Азии она развивает газовые проекты с Китаем; в Европе она подчеркивает свое присутствие на Балканах и на Кипре.

Этот договор позволяет России укрепить свои позиции на юге и подтвердить свое региональное значение. Она напоминает, что представляет собой нечто гораздо большее, чем просто адвокат Ирана в переговорах по ядерной проблеме или защитник Башара Асада в сирийской войне. Ее послание Соединенным Штатам вполне понятно: постепенное сближение Вашингтона и Тегерана не будет происходить в ущерб российским интересам. Россия не допустит, чтобы Исламская республика Иран снова превратилась в то, чем была Персидская империя шахов — американский бастион на юге российской зоны влияния.

Этим договором Иран и Россия показывают своим соперникам, что пора перестать относиться к ним, как к государствам-изгоям, и начать рассматривать их как серьезные державы с большими амбициями.