Британская консалтинговая компания Crossborder Capital Ltd. констатирует: с марта 2014 года по май 2015 года впервые за последние 35 лет в Великобритании зафиксирован отток капитала. Из страны ушло 356 миллиардов долларов. Некоторые эксперты City считают, что тенденция к потере былой безусловной привлекательности Лондона как мекки для иностранных инвестиций совершенно очевиден. Началу этого процесса, как считают аналитики, положил ряд факторов, включая такие, как например, негативная ситуация вокруг России.
Кроме того, чрезвычайно большое давление на «уход» иностранного капитала оказал новый этап повышения процесса прозрачности в налогообложении, конечно, не последнюю роль сыграл в этом негативном тренде референдум, который британские консерваторы собираются провести в 2017 году относительно судьбы членства Великобритании в ЕС.
Эксперты обращают внимание на то, что бизнес-сообщество неоднозначно реагирует и на некоторые свежие инициативы британского Минфина. Совсем недавно волнение среди состоятельных лондонцев вызвало сообщение главы Минфина Великобритании, Джорджа Осборна (George Osborne) о новом порядке налогообложения физических и юридических лиц. Правительство Великобритании приняло решение уже с 2017 года отменить налоговые послабления для обладателей статуса non-domiciled, которые были приняты в 1799 году. Этот исторический статус позволял проживающим в стране состоятельным иностранцам избегать уплаты местных налогов с доходов, которые они получали или получили за рубежом.
В частности, теперь нахождение в стране более пятнадцати из двадцати предшествующих налоговых лет повлечет отмену льготного налогового статуса и обязанность физического лица уплатить налог со всего дохода, вне зависимости от источника его происхождения. Кроме того, будут ужесточаться и налоговые условия приобретения, владения и передачи в наследство британской недвижимости, стоимость которой составит от 500 тысяч до 2 миллионов фунтов стерлингов. К тому же не стоит забывать о введенном британским Минфином с 1 апреля этого года 25-процентнного налога на прибыль транснациональных корпораций, которая получена внутри страны и выведена за ее пределы.
Британские аналитики замечают, что эти исторические изменения в налоговой системе Великобритании связаны, разумеется, и с тем, что страна стала первым государством, вступившим в межправительственное соглашение с Америкой в соответствии Законом США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA Foreign Account Tax Compliance Act), и использовала его как образец для сбора информации о своих гражданах. Лондон заключил аналогичные межправительственные соглашения с Зависимыми территориями Короны и Британскими Заморскими территориями, которые обеспечивают взаимный автоматический обмен информацией о резидентах
Великобритании, владеющих счетами в финансовых организациях Зависимых и Заморских территорий, а также о резидентах этих территорий, владеющих счетами в Великобритании.
Британцы понимают, что в нынешних условиях сокращение объемов капитала, размещенного в офшорах, неизбежно. Поэтому они, как всегда, стремятся играть «первую скрипку» в процессе внедрения новых стандартов международной налоговой прозрачности. Сбор информации позволит налоговым органам Великобритании идентифицировать своих налоговых резидентов, владеющих активами за рубежом, и оперативно проверять корректность поданных ими налоговых деклараций (в том числе за прошлые периоды). В случае выявления несоответствий, налоговый орган может провести расследование, произвести арест имущества и наложить штраф в размере до 200% от неуплаченной суммы налога либо инициировать уголовное преследование. Более того, налогоплательщики, значительная часть активов которых находится за рубежом, будут подвергаться особенно тщательным проверкам британского налогового органа.
Масла в огонь подливают и новые правила регулирования банковской деятельности, направленные на повышение управленческих стандартов в секторе и предотвращение злоупотреблений на национальном финансовом рынке в целом. В соответствии с «Режимом регулирования в отношении топ-менеджеров банков и аттестации» (Senior Managers and Certification Regime, вступает в силу 7 марта 2016 года), будут расширены полномочия Управления пруденциального регулирования страны (Prudential Regulation Authority, PRA) и Управления по контролю за соблюдением норм поведения на финансовых рынках (Financial Conduct Authority, FCA). Власти приняли решение об ужесточении мер по усилению личной ответственности руководителей банков, вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет.
Эксперты обращают внимание на то, что банки, ориентированные на зарубежные рынки, не останутся послушными и пассивными участниками этого процесса ужесточения контроля британских институтов. Уже сейчас группа банков грозится перевести свои штаб-квартиры из Лондона в другие юрисдикции. Об этом, к стати уже заявил HSBC. И нужно отметить, эксперты солидарны в оценках, что это достаточно серьезно. Тем более что такие места как Гонконг и Сингапур вполне подходят для них.
Британские эксперты также предупреждают, что потенциально возможная смена «прописки» финансовых структур не пройдет бесследно для британской экономики. При этом они подчеркивают и другой существенный момент. Последние шаги правительства могут реально привести к имиджевым потерям, за которые придется расплачиваться реальными деньгами. Эксперты говорят, что «исход» таких банков как HSBC, за которым подтянутся, возможно, и другие гиганты, приведет к мощному оттоку капитала из страны и может стать началом конца доминирования Лондона на европейских финансовых площадках.
Здесь считают, что не менее серьезное негативное влияние на инвестиционную «погоду» в Лондоне оказывает обострение напряженности в отношениях с Россией. Очевидно снижение числа потенциальных частных российских инвесторов, которые традиционно играли заметную роль на рынке дорогой элитной недвижимости в Великобритании. А глядя на русских, и другие частные инвесторы начинают испытывать напряжение, недоверие и незащищенность. Ведь если можно проводить тотальные проверки банковских счетов и сделок русских, то следующими могут быть и они.
Многие аналитики сходятся во мнении, что правительство тори уж слишком увлеклось проектом ужесточения правил и поддержания авторитета Великобритании как первоклассного финансового центра, а регуляторы явно перестарались. Эксперты говорят, что такие факторы, как английское право, геополитическое положение, удачная временная зона, язык, веками игравшие огромную роль в создании высочайших конкурентных преимуществ Лондона, сегодня становятся для участников мировых рынков не таким уж решающими и важными.
Для современного бизнеса наиглавнейшими аспектами становятся такие факторы, как качество и надежность финансового регулирования, информационная безопасность, отсутствие политического давления. Аналитики City предлагают задуматься и размыслить в стратегическом плане: что ожидает Лондон после того, как маховик с налоговым регулированием и новыми геополитичекскими реалиями наберет скорость.
И все же, несмотря на все опасения и брожения, Лондон идет в правильном направлении. Он стремится «выйти из тени».