Решение президента Белоруссии Александра Лукашенко о помиловании шестерых политзаключенных — заслуживающее внимания событие, хотя его нельзя назвать неожиданным. В свою очередь, решимость министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевича продвигать в Европейском союзе вопрос о пересмотре политики санкций против Белоруссии можно охарактеризовать как чрезмерную горячность.
Освобождение политзаключенных — это только одно из условий для смягчения введенных ЕС в 2014 году и регулярно добавляемых санкций, и его выполнение, как говорят Ринкеввчс и другие политики ЕС, действительно следует расценивать как «важный шаг». ЕС в этой связи, разумеется, должен «сделать ответный шаг» и «продемонстрировать: если происходят позитивные перемены, то мы тоже реагируем позитивно».
В этом с Ринкевичем можно согласиться, но не с его словами о том, что с у нас Белоруссией остаются лишь разногласия «по отдельным вопросам, касающимся политических свобод». Предварительными условиями ЕС для нормализации отношений с Белоруссией являются также свободные выборы, свободные СМИ, независимые суды, свобода собраний и политических объединений, соблюдение прав человека. Ничего из этого в Белоруссии нет. А использование политических заложников — это старая практика Лукашенко в сделках с Европой.
В понедельник наиболее известный из освобожденных оппозиционеров Микита Станкевич подчеркнул, что он не просил и не собирается просить у правителя помилования. Хорошо, что Станкевич и другие политзаключенные на свободе. Однако Лукашенко руководствовался отнюдь не «гуманными» соображениями, как он сам поясняет свое решение. Скорее, это был рациональный расчет. И завтра освобожденные или другие оппозиционеры снова могут быть брошены в тюрьму. Уже прозвучали прогнозы, что именно это и произойдет сразу после президентских выборов в октябре, в своем очередном «избрании» в результате которых правитель, несомненно, уверен.
Выпущенные из тюрем белорусские оппозиционеры частично могут быть благодарны за свободу, в том числе и президенту России Владимиру Путину — его агрессия на Украине и заявления о том, что ненастоящий суверенитет также некоторых других соседних стран, обеспокоили не только правителя Белоруссии, но и, к примеру, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, которые ищут возможности «сближения с Европой», сохраняя одновременно тотальную власть в своих государствах.
Готовность Латвии взять на себя роль «контактного лица» в отношениях ЕС с восточными деспотами можно назвать «реалистично-прагматической» — нашим интересам также отвечает суверенитет соседей России даже в том случае, если это авторитарные государства. Тем не менее, энтузиазм Латвии в налаживании отношений с диктаторами, в частности, с Лукашенко, к сожалению, нельзя оправдывать только обострением «геополитической ситуации» после вторжения России на Украину и аннексии Крыма.
Весной 2012 года, когда ЕС решил расширить санкции против Лукашенко в ответ на усиление репрессий в Белоруссии, Латвия добилась исключения для некоторых внесенных в «черный список» ЕС белорусских олигархов. После того, как в 2013 году депутаты Сейма от «Центра согласия» и Национального объединения сыграли в дружественном хоккейном матче в Минске с командой президента Белоруссии, по опенке оппозиционеров режима, Латвия стала «самым надежным защитником Лукашенко в Европе».
К тому же, «геополитическая ситуация» в прошлом году не помешала правительству Латвии уберечь от включения в «черный список» ЕС соратника самого Путина, начальника «Российских железных дорог» Владимира Якунина. Сейчас, когда влиятельный бывший чекист Якунин лишился должности, а его друг руководитель Латвийской железной дороги Угис Магонис сидит в рижской Центральной тюрьме по подозрению в получении взятки, нельзя не задать вопрос: умно ли было бороться за такой «прагматичный» компромисс с принципами, действуя вопреки и геополитической логике, и политике ЕС и США по санкциям в отношении России?
Лукашенко проявил «милость» неспроста. В 2008 году, когда вторжение России в Грузию обозначило угрозу для суверенитета других государств, белорусский правитель освободил всех политзаключенных, а потом — еще нескольких во время финансового кризиса, когда возникла острая необходимость в западных кредитах. Но как только в 2010 году (когда деньги ЕС уже были потрачены) Лукашенко в очередной раз «избрали» на пост главы государства, режим арестовал 700 участников протестов, в том числе семерых из девяти кандидатов в президенты, троих из которых суд приговорил к тюремному заключению на срок от 5 до 6 лет.
Сейчас сложные политические и экономические обстоятельства вынуждают Лукашенко отчаянно искать пути «нормализации» отношений с Западом. От загнавшего себя в угол Путина можно ожидать новых авантюр. На экономике Белоруссии сильно отразились экономические проблемы ее крупнейшего торгового партнера — России, а также третьего по величине торгового партнера — Украины. ВВП Белоруссии впервые с 1997 года сокращается, белорусский рубль в этом году потерял третью часть стоимости. Лукашенко нужны деньги и легитимация в ЕС своего правления как единственного гаранта суверенитета Белоруссии. Несколько политзаключенных, которые не могут поставить под угрозу его власть, — это разменная монета в игре.
Латвия в этой игре не должна становиться пешкой Лукашенко. На освобождение политзаключенных следует реагировать позитивно. При этом смягчение отдельных ограничений должно быть единой политикой ЕС. Каким бы сильным ни было лобби белорусских олигархов в Латвии, их интересы это не интересы нашего государства.