Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как изменилось отношение к Национальному фронту среди католиков

Социолог Жером Сент-Мари анализирует изменения в поддержке Национального фронта в католических слоях французского населения с 1980-х годов.

© flickr.com / Ernest MoralesЛидер «Национального фронта» Марин Ле Пен
Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Католики активнее ходят на выборы, чем французы в целом. Так, на последних выборах в департаментах явка выглядела следующим образом: 80% среди активных католиков, 67% среди тех, кто изредка ходит в церковь, и 52% среди тех, кто вообще там не бывает. Цифры говорят сами за себя. Кроме того, Николя Саркози уже давно поставил привлечение поддержки католиков в число приоритетных задач.

Le Figaro: Какую долю занимают католики в электорате Национального фронта? Как она изменилась с создания партии в 1972 году?

Жером Сент-Мари (Jérôme SAINTE-MARIE):
На последних европейских выборах поддержка Национального фронта среди католических верующих (27%) оказалась выше средней по стране (25%), однако среди тех, кто регулярно ходит в церковь, она была ниже (21%). Такая тенденция наблюдается вот уже четверть века: позиция церкви отталкивает активных верующих от поддержки НФ. Но так было не всегда: на европейских выборах 1984 и 1989 годов активные верующие заметно больше поддерживали движение Ле Пена. Однако с течением лет позиция французской церкви по этому вопросу прояснилась, и с 1988 по 1997 годы поддержка Нацфронта среди верующих католиков сократилась с 13% до 7% на фоне роста среди остальной части населения. Последние опросы говорят, что наиболее верующие католики вновь начинают выступать за НФ, что связано не только с произошедшими с 2011 года изменениями в руководстве партии, но и со сложившейся сейчас тяжелой ситуацией.

— Играет ли поддержка католиков большую роль для правых партий, «Республиканцев» и Национального фронта? Как мы видим, с недавних пор Николя Саркози пытается привлечь на свою сторону этот электорат...


— Прежде всего, стоит отметить тот факт, что католики активнее ходят на выборы, чем французы в целом. Так, на последних выборах в департаментах явка выглядела следующим образом: 80% среди активных католиков, 67% среди тех, кто изредка ходит в церковь, и 52% среди тех, кто вообще там не бывает. Цифры говорят сами за себя. Кроме того, Николя Саркози уже давно поставил привлечение поддержки католиков в число приоритетных задач. До избрания в 2004 году он выпустил книгу «Бог, Республика, религии, надежды» (Dieu, la République, les religions, l’espérance) совместно с доминиканцем Филиппом Верденом. После избрания на пост президента он предложил любопытную концепцию «позитивного светского общества», поставив священника выше учителя. После эксцентричного поведения в начале мандата он попытался вернуть доверие католического электората, но былой шарм был безвозвратно потерян. Как бы то ни было, раз религия играет большую роль на выборах, вполне логично, что лидер «Республиканцев» пытается показать приверженность католицизму. В этом ему помогают бесчинства радикальных исламистов, которые способны оживить даже, казалось бы, окончательно угасшее религиозное самосознание. В любом случае, в поведении Николя Саркози нет ничего по-настоящему нового ни с учетом его прошлых позиции, ни с точки зрения курса правых в целом.

— Быть может, подъем консерватизма на волне движения против однополых браков стал причиной столь сильного соприкосновения электоратов «Республиканцев» и Нацфронта?


— Да, это играет здесь большую роль. Несмотря на осторожное поведение руководства Национального фронта во время протестов против закона о браках, тут все равно сформировалось общее пространство. На этой волне сформировалось целое поколение активистов и будущих политических лидеров. Нельзя сказать, что «Республиканцы» по умолчанию должны были бы извлечь из этого для себя выгоду, потому что их позиция по этому вопросу отличалась двусмысленностью. Что явно не относится к Нацфронту. Высокие показатели партии на европейских выборах на западе страны служат тому подтверждением. В некотором роде это повторяет ситуацию 1980-х годов, когда партия Жана-Мари Ле Пена пользовалась поддержкой католических кругов на фоне протестов против закона об образовании. Некоторых лидеров Нацфронта вроде Марион Марешаль Ле Пен сегодня тоже можно рассматривать через призму такой логики. Процветающая последние годы во Франции экзальтация мировоззренческих особенностей дала толчок пробуждению политического католицизма, а международная ситуация доделала это дело. Таким образом, католики не могут быть препятствием для усиления позиций Национального фронта.