Российские танки, сражающиеся на востоке Украины, пользуются французскими технологиями. Однако будет ли новый российский «звездный» танк T-14 «Армата» использовать европейские компоненты, несмотря на оружейное эмбарго?
Недавно Франция из-за украинского конфликта показательно разорвала сделку по поставке России двух кораблей «Мистраль».
Россия хотела их получить, в частности, потому, что они оснащены современной системой командования и управления для десантных операций.
Однако это был не единственный пример военно-технологического сотрудничества между Францией и Россией.
В прошлом августе под городом Иловайском Украина захватила у пророссийских боевиков российский танк Т-72. Позднее пророссийские силы его отбили, и российское телевидение в своем репортаже показало трофейный танк изнутри. На этих кадрах сотрудник британского оборонного аналитического центра Rusi Игорь Сутягин заметил тепловизионную систему управления огнем французской фирмы Thales.
Тем временем российский производитель оружия Уралвагонзавод опубликовал фотографии своего танка T-90, также использующегося на Украине. На этих фотографиях видны элементы системы управления огнем производства Thompson CSF Optronique, дочерней компании Thales.
Система управления огнем — важный компонент, серьезно влияющий на эффективность танка.
«Броня и пушка бесполезны, если ты не видишь врага или не можешь по нему попасть», — объясняет аналитик британской компании IHS Janes, специализирующейся на военном консалтинге, Ник де Ларринага (Nick de Larrinaga).
Thales не скрывает, что это ее системы. Она начала поставлять их в Россию задолго до того, как Евросоюз в июле прошлого года наложил запрет на поставки вооружений в Россию.
Французская фирма поставляет СУО российской оружейной компании Рособоронэкспорт, тесно сотрудничающей с Уралвагонзаводом, с 2007 года.
Считается, что она успела передать русским более тысячи таких систем.
Кроме того, в 2012 году Thales разрешила Рособоронэкспорту производить их по лицензии на заводе в Вологде, к северу от Москвы.
И Россия, и Франция — не сторонники открытости, когда речь идет об оборонных контрактах.
Представители обеих стран отказались сообщить нам, продолжает ли Thales сотрудничать с Рособоронэкспортом, несмотря на наложенный ЕС запрет.
Thales также не отличается открытостью. Пресс-секретарь компании Соня ле Гевель (Sonia Le Guevel) заявила лишь, что «Thales строго соблюдает действующие в отношении России санкции».
Она также добавила, что фирма «придерживается законодательства, касающегося... подсистем и компонентов техники».
Соблюдение санкций
Впрочем, «соблюдать санкции» не означает «прекратить экспорт».
Европейские санкции адресно направлены против Рособоронэкспорта, глава которого попал в черный список, и Уралвагонзавода.
Однако Франция убедила Евросоюз сделать исключение для контрактов, заключенных до 1 августа 2014 года.
Это означает, что, если между Thales и Рособоронэкспортом когда-то давно был заключен туманный «рамочный контракт» без указания конкретного объема поставок, французы могут продолжать продавать в Россию системы, детали и так далее, «строго соблюдая» европейский запрет.
В любом случае, по данным Европейского Союза, еще в 2013 году, перед украинским кризисом, Франция продолжала оборонные поставки в Россию.
Она выдала разрешения на экспорт в категориях ML5, ML11 и ML15 на общую сумму в 194,2 миллиона евро.
В эти категории попадают «оборудование для передачи изображения», «оборудование для управления огнем» и «электронное оборудование» для военного использования.
Согласно французским документам, в первом квартале 2014 года, когда Россия аннексировала Крым, французские фирмы запросили разрешения на поставку в Россию продукции из категорий ML5 и ML15 на сумму в 14,6 миллиона евро.
В документах, опубликованных в прошлом ноябре, после введения санкций Евросоюзом, Россия по-прежнему фигурировала «как третий по значимости рынок Thales».
Русский тигр
Танк Т-14 «Армата» — флагман российской программы по перевооружению.
Он также используется в пропаганде и фигурирует в российских компьютерных играх. Российские государственные СМИ называют его «звездным танком».
Он был впервые продемонстрирован публике на параде 9 мая в Москве. На танках были нарисованы «тигровые» оранжево-черные георгиевские ленты — старая российская эмблема, ставшая в прошлом году неофициальным символом пророссийских сил на Украине.
Уралвагонзавод выпустил около 30 прототипов T-14.
Сейчас российская армия испытывает их в полевых условиях. Массовое производство танка должно начаться в 2016 году. Предполагается, что к 2018 году оно достигнет 120 танков в год.
Руководители российской оборонной отрасли говорят, что «Армата» полностью производится в России.
Французский источник, пожелавший сохранить анонимность, также заявил EUobserver: «Проект “Армата” ... закрыт для внешних поставщиков (особенно из Евросоюза), поэтому Thales к нему ни в коей мере не причастна».
Однако подробности о «начинке» танка остаются засекреченными.
«Даже если бы я знал, я бы вам не сказал — я живу в России, и это можно было бы истолковать, как пособничество противнику», — заявил российский военный аналитик Павел Фельгенгауэр.
Де Ларринага, в свою очередь, отметил: «В новом российском танке система управления огнем защищена двумя бронированными дверцами, защищающими ее от стрелкового оружия. На параде 9 мая эти дверцы были закрыты, поэтому о самой системе пока ничего сказать нельзя».
По его мнению, вполне возможно, что T-14 полностью производится в России.
Россия импортировала французские системы потому, что это было дешевле и быстрее, чем модернизировать собственный военно-промышленный комплекс, а не потому, что у нее нет соответствующих технологий.
Эксперт из IHS Janes подчеркнул, что, например, российские тепловизоры для головок самонаведения «высоко котируются».
К тому же, по его мнению, Рособоронэкспорт мог успеть просто «воспроизвести» французскую технологию.
Сделано в России?
Однако с учетом того, что массовое производство «Арматы» должно начаться уже в следующем году, де Ларринага считает, что, вероятно, дело не обошлось без французских систем или компонентов.
Россия начала модернизацию своего ВПК в 2010 году.
По словам де Ларринаги, делать свою систему в таких условиях «было бы долго и дорого — да и результат, вероятно, получился бы хуже».
Он полагает, что намного проще «снять системы со старых танков и переставить их на T-14». «Thales не обязана знать, на какие танки в итоге установят ее системы», — утверждает эксперт.
Другие аналитики с этим согласны.
Фельгенгауэр заявил EUobserver, что «скорее всего» T-14 использует французскую технологию.
Специалист по России из вашингтонского аналитического центра CNA Дмитрий Горенбург заметил: «Так как российская оборонная отрасль, как известно, не может сама произвести все компоненты системы, можно предположить, что в определенной мере были использованы французские технологии».
«Возможно, Россия обходила санкции с помощью подставных компаний», — добавил он.
Компоненты
В число важнейших компонентов системы управления огнем входят микроболометр и экранная матрица. Микроболометр захватывает инфракрасное изображение, не требуя охлаждения, что делает систему эффективнее. Экранная матрица определяет резкость изображения, что облегчает идентификацию цели.
Американская компания Taja Global, специализирующаяся на кибербезопасности, утверждает, что, по ее данным, Россия пыталась «в темную» купить эти компоненты у европейских поставщиков.
В мае фирма подготовила доклад, которым поделилась с сайтом The Intercept.
Он основан на переписке, украденной проукраинскими хакерами у Алексея Беседы, сына высокопоставленного сотрудника российской разведки Сергея Беседы.
В ней говорилось, что в 2013 году Россия, руководство которой ожидало оружейных санкций, создала ряд подставных фирм — в частности, Cyclone-IR и Rayfast, — зарегистрированных на Кипре, для покупки компонентов у европейских компаний.
Сутягин сообщил EUobserver, что Т-14 также нуждается в матрицах западного производства. Он заметил, что даже старые модели Thales обладают разрешением 754×576 пикселей, а разрешение у лучших российских моделей не превышает 640×512 пикселей.
«“Армате” в определенной степени нужна западная поддержка», — утверждает он.
По его словам, Thales — не единственный потенциальный источник.
Французская фирма Sagem поставляла тепловизоры для российских танков T-90 и электрооптические инфракрасные системы для российских вертолетов Ка-52.
Сутягин также добавил, что Белоруссия, продающая России вооружения и компоненты, использует французские технологии в своих тепловизорах, хотя на нее тоже наложены оружейные санкции.
Накаленная атмосфера
Нежелательное конечное применение — не новость для европейских оружейных экспортеров.
В 2013 году европейские страны выдали разрешения на продажу оружия Саудовской Аравии на общую сумму в 3,9 миллиарда евро. Между тем, эта страна сейчас бомбит Ливию и Йемен, несмотря на европейское недовольство.
Однако в нынешней обстановке передача технологий России не может не тревожить.
Российское вторжение на Украину стало первым территориальным захватом в Европе со времен Второй мировой войны.
Российские провокации против прибалтийских стран — членов НАТО — а также масштабные военные маневры и реваншистская пропаганда Москвы заставили отношения России и Запада упасть до низшей точки с тех пор, как завершилась холодная война.
США недавно разместили в Прибалтике и Польше танки, чтобы сдерживать Россию.
FT также сообщает, что восточные страны НАТО стали закупать больше танков у немецких компаний KMW и Rheinmetall.
Британский аналитический центр ELN заявил в июле, что учения, которые в последние 18 месяцев проводили Россия и НАТО, выглядят так, как будто стороны «готовятся к возможной конфронтации» в случае, если конфликт выплеснется за границы Украины.
Позиция Thales
Пресс-секретарь Thales ле Гевель дала понять, что фирма заботится о своей репутации.
Она подчеркнула, что соблюдение санкций — часть «подхода компании к этическим практикам и корпоративной ответственности».
Однако этот «подход» не мешает пророссийским силам — мешанине из военных «отпускников», наемников и вооруженных отрядов националистов — использовать продукцию Thales, чтобы убивать украинских солдат и мирных жителей.
Сутягин считает, что передача технологий дает определенное разведывательное преимущество.
По его словам, продавая системы или их компоненты противнику, можно получить информацию о его возможностях.
Однако он предупредил, что это палка о двух концах.
«Это означает, что у тебя и у него будут одинаковые тепловизоры — то есть, у тебя не будет преимущества ни в дальности обнаружения, ни в четкости отображения».