Ранее в этом году появились первые фотографии нового высотного летательного аппарата с большой продолжительностью полета (HALE), получившего название «Божественный орел» (Divine Eagle). Этот аппарат, по мнению иностранных наблюдателей, создан для того, чтобы обнаруживать и уничтожать вражеские летательные аппараты с технологией пониженной заметности вдали от материкового Китая. Вот что по этому поводу написали в мае Джеффри Лин (Jeffrey Lin) и П. Сингер (P. W. Singer ):
«Возможности „Божественного орла“ в области борьбы на большом расстоянии могут быть использованы в борьбе против самолетов, построенных с использованием технологии пониженной заметности, в том числе с бомбардировщиками B-2, а также с такими боевыми кораблями, как эсминец DDG-1000. Используя „Божественного орла“ в качестве дозорного аппарата, китайские военно-воздушные силы могут быстро перехватывать вражеские самолеты-невидимки, ракеты и корабли и делать это задолго до того, как в зоне их поражения окажется континентальная часть страны. Совершая полет на больших высотах, „Божественный орел“ способен обнаруживать противокорабельные ракетные пусковые установки, а также системы противовоздушной обороны на земле в ходе подготовки к наступательным действиям китайской армии».
Россия, вероятно, разрабатывает похожую систему, о чем сообщает веб-сайт Flight Global.
На авиасалоне МАКС в Москве на этой неделе корреспондент веб-сайта Flight Global побеседовал с Владимиром Михеевым, первым заместителем генерального директора концерна КРЭТ, производителя электронных систем, о демонстрируем на этом авиасалоне новом беспилотном летательном аппарате, в создании которого КРЭТ принимает участие как субподрядчик. Во время интервью Михеев сказал, что новый беспилотник (пока у него еще нет названия) похож на китайского «Божественного орла» тем, что он оснащен низкочастотным радаром, способным обнаруживать такие самолеты с технологией пониженной заметности, как F-35, F-22 и бомбардировщик B-2. Большая часть самолетов-невидимок способна остаться незаметными для радаров, работающих в высокочастотных диапазонах.
Российский беспилотный летательный аппарат делает шаг вперед, поскольку в него интегрирована система радиоэлектронной борьбы. «По словам Михеева, концерн КРЭТ поставляет глубоко интегрированную систему электронной борьбы, которая не только создает защитную электромагнитную сферу для противодействия ракетам воздух-воздух, но и убирает его с экранов радаров», — подчеркивается на сайте Flight Global. Если это правда, то в таком случае новый российский беспилотный летательный аппарат будет способен обнаруживать американские самолеты с пониженной заметностью, не обнаруживая себя. Это была бы смертельная комбинация.
Некоторые американские военные уже планируют свои действия на тот момент, когда самолеты-невидимки по большей части устареют. При обсуждении в феврале в журнале National Interest вопроса о том, как могут выглядеть истребители шестого поколения, начальник военно-морских операций адмирал Джонатан Гринерт (Jonathan Greenert) заметил, что технология пониженной заметности, вероятно, является переоцененной.
«Вы можете двигаться только с большой скоростью, и вы знаете, что технология пониженной заметности может быть переоцененной... Давайте посмотрим на это дело трезво — если какой-то предмет движется с большой скоростью по воздуху, то он разрушает молекулы и излучает тепло — и меня не волнует, насколько холодным может оставаться двигатель, поскольку этот предмет будет обнаружен. Вы правильно меня поняли».
И уже не в первый раз Гринерт ставит под сомнение долговременную эффективность использования технологии пониженной заметности. Так, например, в статье, опубликованной в 2002 году, он подчеркнул, что более мощные компьютеры, в конечном итоге, в значительной мере сведут на нет ценность технологии пониженной заметности.
«Новые разработки не означают окончание эры пониженной заметности, но они показывает ее ограничения в том, что касается достаточного приближения подобных платформ к целям, когда можно использовать оружия ближнего радиуса действия», — подчеркнул Гринерт в еженедельнике Navy Times.
«Настало время рассмотреть возможность переноса фокуса нашего внимания с тех платформ, которые полагаются только на пониженную заметность, на те, которые включают в себя, кроме того, концепцию действий на большем удалении от противника с использованием оружия, применяемого вне зоны поражения ПВО, а также беспилотных систем — или комплексов, оснащенных средствами радиоэлектронной борьбы, комплексов, способных ввести в заблуждение или заглушить датчики предупреждения об угрозах, а не только пытающихся спрятаться от них».
Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) отмечает в журнале National Interest: «Россия и Китай уже работают над созданием новой объединенной в сеть системы противовоздушной обороны в сочетании с новыми радарами, действующими как в диапазоне ультравысокой частоты, так и очень высокой частоты, что в результате может привести к нейтрализации огромных американских инвестиций в разработку истребителей пятого поколения. Самолеты с использованием технологии пониженной заметности, сопоставимые по размеру с истребителем, оптимизированы только для противодействия высокочастотным радарам в системах управления огнем, работающих в диапазонах Ku, X, C и части диапазона S».
Однако не все полностью согласны с подобной оценкой. Так, например, в ответ на комментарии Гринерта по поводу возможностей технологии пониженной заметности будущих американских истребителей шестого поколения генерал Хок Карлайл (Hawk Carlisle), глава Боевого авиационного командования (Air Combat Command) сказал, что малозаметность продолжит оставаться «чрезвычайно важной».
«Пониженная заметность великолепна, но нужно иметь нечто большее, чем просто пониженная заметность, — отметил Карлайл в еженедельнике Air Force Times. — Нужно иметь сочетание качеств, нужно иметь целый спектр различных возможностей. Это будет невероятно важно. Но это не будет единственным ключевым параметром, и сегодня это не так».
Закари Кек является ответственным секретарем журнала National Interest.