Вследствие агрессии Москвы на Украине многие соседи России по Арктике испытывают беспокойство. Однако попытки некоторых наблюдателей раскритиковать недавнюю заявку России на расширение своей территории в Северном Ледовитом океане на 463 тысячи квадратных миль как агрессивный «захват территорий», свидетельство очередного внешнеполитического провала администрации Обамы или создание следующего «плацдарма» в новой холодной войне звучат неправдоподобно.
И дело не столько в президенте Бараке Обаме, сколько в российском президенте Владимире Путине и его попытке укрепить власть внутри страны. Уровень жизни в России падает, а государственный бюджет сокращается — отчасти из-за международной изоляции, в которой Москва оказалась в результате своей политики на Украине. Поэтому Кремль все чаще прибегает к различного рода уловкам и старается противостоять Западу всяческими способами, пытаясь отвлечь внимание населения от растущих социально-экономических проблем.
Маловероятно, что Россия на самом деле добьется положительного решения в этих своих притязаниях на дополнительные территории. Россия — всего лишь одна из нескольких стран Арктики, заявляющих о своих правах на территории — и на природные ресурсы — в этом регионе в рамках Конвенции ООН по морскому праву. В соответствии с этой Конвенцией прибрежные государства могут создавать 370-километровую исключительную экономическую зону у собственных берегов при условии, если они смогут доказать, что эти части шельфа являются естественными компонентами материковой окраины их страны. Например, в декабре прошлого года заявку в ООН подала Дания, и ожидается, что скоро такую заявку подаст Канада.
Москва подавала подобную заявку в 2002 году, но ООН отклонила ее из-за отсутствия научных доказательств. Поэтому на протяжении последних десяти лет Россия и другие страны Арктического бассейна проводят картографирование своей прибрежной полосы, пытаясь доказать, что их континентальные шельфы простираются до Северного полюса. Из-за отсутствия точных научных данных ООН при рассмотрении заявок придется выступать в качестве посредника между странами-конкурентами.
Подавая свою заявку, Россия придерживалась международного права — чего не скажешь про ее действия при незаконной аннексии Крыма в 2014 году и в последовавшей за этим войне на Украине.
Наиболее вероятной причиной того, что Россия и другие страны подают эти заявки сейчас, является то, что в результате глобального потепления Арктика стала более доступной. Люди активизировали свою деятельность в этом регионе — ведутся поиски нефтяных и газовых месторождений, осуществляется прокладка новых морских путей, которые могут сократить время континентальных морских перевозок, а также маршрутов для экстремального туризма. Все это может оказаться весьма привлекательным.
Правда, арктическая авантюра России — это еще и попытка отвлечь внимание российской общественности от войны на Украине, которая идет не самым лучшим образом, и от растущих проблем внутри страны. Грандиозные планы Кремля создать на территории Украины «Новороссию» провалились. Ставленники России сейчас контролируют лишь две маленькие сепаратистские «республики».
Им это удается лишь при активной поддержке российской армии, которая уже перестала делать вид, что не участвует в событиях на Украине. Российские матери, которые помнят Чечню и Афганистан, беспокоятся, что их сыновей направляют на бессмысленную войну — уже третью на памяти одного поколения. Кремль все больше опасается, что в политическом плане эти потери могут отрицательно сказаться на способности Путина удержать власть. Значит проблем у Кремля предостаточно.
Российская экономика сокращается и находится в плачевном состоянии — как из-за низких цен на нефть, так и в результате западных санкций. Страна столкнулась с таким проблемами как инфляция, дефицит бюджета на местах и недовольство населения. Российским либеральным элитам не нравится то, что отношения с Западом становятся настолько враждебными. Консерваторов не устраивает, что война на Украине не привела к решительной победе Москвы. При этом Китай, испытывающий экономические проблемы, явно не намерен быть экономическим спасательным кругом, на что рассчитывал Кремль.
Кроме того, претензии России на арктические территории являются еще одним инструментом в арсенале Кремля в вопросе противостояния Западу. Представьте, что все остальные арктические страны являются европейскими или североамериканскими — и они объединились, введя санкции против Москвы. Поэтому заявка на арктические территории является для Кремля беспроигрышным шагом: если ООН поддержит Россию, Кремль может назвать это победой путинской внешней политики. Если же ООН отклонит заявку России, Кремль представит это, как очередной пример того, что Запад пытается ослабить и дестабилизировать Россию.
Соединенным Штатам не следует паниковать в связи с тем, что Россия претендует на территории в Арктике или строит в отношении этого региона далеко идущие планы. Москва угрожает (например, заявила о создании государственной комиссии по развитию Арктики с целью оказания содействия в экономическом развитии региона и о грандиозных планах увеличить присутствие там оборонных сил России), но это лишь слова.
Поскольку средств на реализацию всех этих далеко идущих планов у нее нет. По предварительным оценкам спад российской экономики в этом году, а затем и в 2016 году составит 4%-5%. А когда вновь начнется экономический рост, его темпы, скорее всего, будут весьма незначительными. Изолированная от международных кредитных рынков в результате западных санкций Россия не может ни платить, ни брать в долг средства, необходимые для развития этого региона.
К тому же западные санкции резко сократили возможности Москвы по привлечению зарубежных инвесторов. Например, санкционный режим стал явным препятствием для крупных западных нефтяных компаний, которые не могут продолжать работы в Арктике. При этом для полной реализации своих амбициозных планов России нужны и деньги нефтяных компаний, и их ресурсы.
И, тем не менее, действия Москвы должны стать для Вашингтона сигналом к тому, чтобы сосредоточить внимание на разработке своей собственной стратегии в Арктике. По численности населения на арктических территориях США уступает лишь России. Однако Вашингтон не может претендовать на создание исключительной зоны у берегов Аляски, поскольку он не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. А так как Вашингтон не принял эту конвенцию, у него ограничено право голоса в комиссии ООН, которая выступает посредником при рассмотрении таких заявок.
На протяжении многих лет США не обеспечивали достаточных инвестиций в развитие средств навигации и патрулирования Арктики. Береговая охрана США располагает лишь двумя действующими полярными ледоколами. И лишь один из них (который был спущен на воду в 1976 году и 30-летний срок службы которого уже истек) в состоянии патрулировать Арктический регион круглый год. В общей сложности, у США меньше ледоколов, чем у России, Финляндии, Швеции или Канады.
И вместо того, чтобы уделять особое внимание тому, как Россия демонстрирует свои намерения, Соединенным Штатам следует сосредоточить усилия на решении своей главной задачи — стать по-настоящему арктическим государством за счет финансирования и создания современных ледоколов.
В противном случае претензии и заявки России не будут иметь никакого значения. Поскольку в ближайшей перспективе у США не будет элементарной возможности перемещаться по просторам меняющейся Арктики.