Китайский фондовый рынок продолжает падение. На торгах 25 августа сводный показатель Шанхайской биржи опустился ниже отметки в 3000 пунктов. Показатели остальных Азиатско-Тихоокеанских рынков вновь немного поднялись, хотя за день до этого упали. В такой неустойчивой ситуации западные СМИ ополчились против Китая, обвинив его в том, что застой на биржах отразился на показателях остальных мировых фондовых рынков.
Если говорить объективно, причиной потрясений стал не Китай, а Федеральный резерв США с его планами по увеличению процентной ставки. Именно это решение послужило поводом к пересмотру цен на активы.
24 числа упали три основных фондовых индекса США. Если мы вернемся на несколько лет назад, то увидим, что с 2008 года и вплоть до сегодняшнего момента показатели американских бирж росли. И это вполне нормально и закономерно, что после семи лет роста они наконец-то снизились.
Коэффициент цена-прибыль акций на американском рынке составлял 20. Это по сравнению с историческими средними показателями очень много, а перед текущим падением цены на акции приблизились к этим показателям максимально. Давайте взглянем на ситуацию в других странах: показатели на биржах основных европейских стран и Японии на протяжении многих лет продолжали расти, поэтому их падение тоже не должно вызывать удивления.
Если брать в расчет только китайский фондовый рынок, то у него, конечно же, есть свои проблемы, например существование пузыря цен, закредитованность. Однако если смотреть на проблему с точки зрения частного и целого, мы поймем, что нельзя винить только одну страну в падении показателей на мировых биржах, это необъективно. К тому же сейчас КНР все еще понижает процентные ставки, в то время как США, напротив, планируют их увеличить. Именно в таких различных подходах к управлению и контролю следует искать основные причины обрушения мировых фондовых рынков.
В середине июня китайские биржи столкнулись с постоянным снижением показателей. В этих условиях правительство КНР пошло на целый ряд административных мер. По решимости, интенсивности действий и по размерам выделенных средств Китай превзошел западные страны. Сейчас мы видим, что все эти действия вдохнули новую жизнь в рынок, позволили больше чем половине компаний возобновить торги, позволили успешно произвести расчеты по срочным сделкам, устранили возможность возникновения системного финансового риска, уменьшили средства финансирования биржи с 2,4 до 1,4 триллионов долларов, значительно сократили внешнее финансирование. Рынок начал постепенно возвращаться из состояния пузыря к своему обычному облику. Очевидно, что все предпринятые меры оказались весьма эффективными. Цель — спасти рынок — была достигнута. Давайте также обратим внимание на то, что спасение рынка заключается именно в восстановлении порядка и ликвидности, а не показателей. Я уверен, что при необходимости правительство Китая вновь окажет помощь бирже. А пока котировки «голубых фишек», которые являются одним из основных показателей стабильности на фондовом рынке, особо не изменились. И это благоприятный знак в плане стабилизации ситуации. Сейчас дела обстоят совсем иначе, чем в 2007 году, когда индекс Shanghai Composite достиг максимального значения в 6124 пункта.
Нестабильность на внешнем рынке негативно отразилась на бирже Китая. Если глобальные фондовые рынки сталкиваются с проблемами, страны не должны обвинять в этом друг друга, а уж тем более разом ополчаться против Пекина. Первым делом необходимо сделать так, как в 2008 году, когда мир столкнулся с мировым финансовым кризисом: страны G20 должны приложить все усилия, чтобы спасти рынок, придать ему уверенности, помочь государствам стабилизировать биржи, постараться избежать паники, которую они вселяют друг в друга.
Нестабильности на глобальном фондовом рынке — дело рук не одной страны. Все государства должны плечом к плечу справляться с проблемами, и только тогда мы достигнем каких-то результатов. Китай решительно намерен противостоять кризису на бирже. Он уже пережил однажды нестабильность и накопил в этой сфере богатый опыт. Пекин знает, как стабилизировать ситуацию и возродить рыночную ликвидность. КНР готова идти в одном направлении вместе с другими членами «Большой двадцатки» и преодолевать возникающие трудности.
Автор — старший экономист компании Yingda Securities Co. Ltd.